Продолжается работа экспедиции «Чистая Арктика – Восток – 77». Исследования проводят научные сотрудники институтов РАН и российских университетов

фото Александр Романов

В Мурманской, Архангельской областях, Республике Коми, НАО и ЯНАО основной состав экспедиции провел работы  в теплое время года, но часть исследований должны проводиться в зимних условиях. Поэтому, ряд регионов принимает исследователей во второй раз.

«В Мурманской области с 14 по 22 декабря работают наши экологи и социальные антропологи, а также испытываем снегоболотоходы в условиях частично замерзших рек и болот,» — рассказал начальник экспедиции Андрей Нагибин.

Экипажи двух снегоболотоходов «Архант» с учеными-экологами на борту движутся по максимально трудному маршруту через самое сердце кольских заболоченных тундр и исследуют состояние торфа и других грунтов. Благодаря высокопроходимой технике, попасть в удаленные поселки появилась возможность у социологов и антропологов.

«Мы проводим интервьюирование представителей коренных малочисленных народов, — сообщил заместитель начальника экспедиции Дмитрий Белов, — Например, сейчас научные сотрудники Центра арктических и сибирских исследований Социологического института РАН изучают поведение жителей отдаленных поселков в сети Интернет, ведь именно северяне последними в стране подключились к социальным сетям и ученым интересно отношение этих интернет-неофитов к тому, как работают соцмедиа. Антропологи считают, что коренные северяне своим «незамыленным» глазом и очень специфическим восприятием мира помогут науке понять, какими будут социальные сети будущего».

Участники экспедиции рассказали, что за первые три месяца работы сделан уже целый ряд интересных наблюдений. Взрывное ускорение научно-технических средств коммуникации меняет сегодня и жизнь коренных народов, раскрывая особенности этих очень закрытых ранее сообществ.

«Я прошу коллег с философских факультетов не смотреть на нас укоризненно за то, что мы иногда очень вольно используем их удачные термины в описании наших прикладных исследований, — рассказала научный руководитель экспедиции известный российский социальный антрополог Вероника Симонова, — К примеру, умозрительные «цифровые пещеры» открытые философами на кончике пера, мы наблюдаем сегодня в жизни обитателей самых отдаленных территорий Севера. Это вполне конкретные цифровые пространства в которых пытаются запереться от внешнего информационного мира не отдельные люди, а целые сообщества. Отчасти мы видим в этом и прообраз соцсетей будущего…»

Коренные народы всегда были уверены, что знание не сводится к информации, которая есть в книгах. Более того, в книгах, которые привезли на Север русские и другие европейцы, почти не содержалось знаний, полезных в тундре и тайге. Так и сегодня – интернет пока стал для коренных народов просто еще одним средством связи. А первые шаги по созданию реальных сообществ в социальных сетях тундровики и таежники делают аккуратно. Присущие им закрытость и подозрительность, в ряде наблюдаемых процессов только усиливаются, — считают исследователи.

«Придуманный несколько лет назад психологами термин «Цифровая пещера» приобретает в наши дни несколько иное содержание. Целые группы людей пытаются добровольно закрыться от внешнего интернета  на своих площадках – в своих виртуальных пещерах, в которые они приносят только ту информационную добычу, которая нужна им. Сообщества коренных народов и вообще жителей тундры и тайги сегодня пытаются обеспечить закрытость от внешнего мира не с целью хранить какие-то свои культурные тайны, а с целью обеспечить себе комфортное общение с людьми разделяющими их ценности. Они подсознательно и сознательно воспринимают общую культуру Интернет как разрушающую их мир и навязывающую их детям эстетику городской жизни, — новые наблюдения, которые мы проводим сегодня в поселках российской Арктики все больше подтверждают справедливость идеи, что человеческие сообщества начинают противопоставлять себя интернету как агрессору. Разные группы постепенно начинают декларировать, что они не периферийные устройства для получения сфабрикованной кем-то информации, а носители своих культур, готовые сопротивляться их модификации, унификации и разрушению. Возникающие сегодня сообщества коренных народов Севера ярко это иллюстрируют, — рассказал участник исследования заместитель начальника экспедиции Дмитрий Белов.

Ученые уверены, что материал исследований, проводимых в экспедиции, станет строительным материалом социальных сетей будущего. Человек тысячи лет подстраивает природную стихию под свои нужды. Перестроит под себя и пока еще стихийный Интернет. По крайней мере, тундровые ненцы, саами и коми, которые приняли участие в исследовании, едва познакомившись с Интернетом, начинают кроить его под себя, выбирая не то, что предлагает им реклама и горожане.

«Уже можно сказать, что современные соцсети практически не впечатлили неофитов-северян. Наиболее популярны мессенжеры, где можно не впускать или исключать чужаков, а из всех возможностей социальных медиа, даже молодежь выбирает только функции размещения фото и видео, стремясь к максимальной закрытости групп,» — рассказал Дмитрий Белов.

Эксперименты, которые проводят ученые показывают, что даже интересных и полезных собеседников участники сообществ коренных народов чаще терпят с трудом. Исключения составляют только профессиональные сообщества и сообщества коллег, в которых национальная или поселковая повестка не обсуждается совсем, но такие сообщества ученые не считают объединениями коренных народов.

Подробнее об экспедиции «Чистая Арктика — Восток — 77»

Высокоширотная научная экспедиция РАН «Чистая Арктика — Восток — 77» стартовала 15 августа 2023 года из Мурманска. Продлится 12 месяцев. Протяженность маршрута — 12 000 км. В работе экспедиции наравне с учеными принимают участие корреспонденты ТАСС. Это крупнейшая комплексная континентальная высокоширотная экспедиция за последние 40 лет. 

Чтобы быть в курсе всех событий экспедиции, подпишитесь на на наш телеграм-канал или сообщество ВКонтакте

Добавить комментарий

Translate » Перевод