Экспедиция «Чистая Арктика — Восток — 77» успешно испытала две модели российских снегоболотоходов «Архант». По условиям испытаний, одну из трех быстрых рек нужно было форсировать в темное время суток, с чем справились оба снегоболотохода «Архант»

фото Артем Ачкасов VK

Участники экспедиции «Чистая Арктика — Восток-77» преодолели самый сложный участок маршрута в период межсезонья с ночным форсированием быстрой покрытой льдом реки для испытания двух российских снегоболотоходов «Архант». Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе экспедиции.

видео с места переправы

«На этом участке маршрута мы испытываем машины, которым предстоит стать основным транспортным средством на труднодоступных территориях Арктики и Сибири. Задача, которая поставлена перед производителями этих машин — обеспечить проходимость по любым твердым грунтам и водным поверхностям с уклоном до 35 градусов при любых температурах и видимости. Снегоболотоходы «Архант» максимально соответствуют таким требованиям, как мы убедились в данной экспедиции», — заявила ТАСС руководитель группы организации испытаний Татьяна Зикункова.

Преодоление водных преград в период ледостава входят в план испытаний снегоболотоходов. Ведь сегодня основной трудностью для наземной доставки грузов и людей в межсезонье в Арктике являются многочисленные реки, ручьи и болота. Задача «Архантов» сделать комфортными и безопасными перевозки в любое время года и при любой погоде.

Кроме испытаний двух моделей российских снегоболотоходов участники берут пробы почв в труднодоступных участках торфяных болот.

Ожидается, что в районе горного массива Хибины завершится очередной участок экспедиции, а 21 ноября участники прибудут на свои базы.

По условиям испытаний, «Арханты» с учеными и пилотами должны были в течение трех суток преодолеть участок заболоченной лесотундры. Участники должны были ночевать в снегоболотоходах и преодолеть несколько средних и мелких рек с высокой скоростью течения в предгорьях Хибин.

«По условиям испытаний на предмет выхода снегоболотоходов из воды на лёд в экстремальных условиях, была выбрана самая широкая часть реки со стремниной. Переправа осуществлялась в темное время суток,» — рассказал шеф-пилот «Арханта» Алексей Гринько.

После опасного форсирования реки «Арханты» еще более суток продолжали движение по маршруту и участники выполнили все запланированные работы.

«Мы понимаем, что профессиональный пилот никогда не выберет для переправы такое место, какой бы надежной ни была машина. Но мы должны испытать технику в максимально трудных условиях. Так и получилось — головная машина начала движение по льдам, попутно разламывая их, и на середине реки сильное течение вод начало бросать льдины в борт «Арханта». Одна из крупных льдин метко попала в крышку топливного бака и сорвала ее. В бак стала поступать вода, вымещая топливо, двигатель заглох», — рассказал член штаба экспедиции Павел Норкин.

Вездеход удалось оперативно починить прямо в воде, благодаря герметичности корпуса, а также доступу ко всем техническим узлам и агрегатами изнутри салона.

После сложной переправы, первым делом — чай

Машина рассчитана на эксплуатацию в условиях Арктики, поэтому доступ ко всем агрегатам возможен прямо из салона. Экипаж смог слить водяную смесь из основного бака и заправил бак заново из запасных емкостей, которые расположены в колесах «Арханта». Двигатель завелся, и машина благополучно выбралась на лед около берега. Кстати, в ней кроме экипажа был и необычный участник экспедиции – корреспондент ТАСС Вера Костамо.

«В это время экипаж второй машины также приступил к переправе, они решили выбраться на лед и подойти к заглохшей головной машине. Для этого пилот приспустил колеса, чтобы меньше был наклон кузова, но просчитался, машину качнуло, и она зачерпнула открытой дверью воду, — рассказала по телефону журналист.

Участник экспедиции корреспондент ТАСС Вера Костамо занялась костром

Машину накренило, но она осталась на плаву и выбралась на берег своим ходом и с помощью лебедки. Практически невозможная переправа была преодолена машинами самостоятельно. Единственная поломка была устранена прямо на плаву и оживший «Архант» продолжил переправу в ледяном крошеве.

Ночевать остановились сразу после переправы. Всю ночь в салоне поддерживалась температура 19-21 градус тепла. Приключения никак не отразились на живучести и ходовых качествах машин.

Вот так выглядит горная река при переправе из кабины снегоболотохода «Архант»

Подробнее об экспедиции «Чистая Арктика — Восток — 77»

Высокоширотная научная экспедиция РАН «Чистая Арктика — Восток — 77» стартовала 15 августа 2023 года из Мурманска. Продлится 12 месяцев. Протяженность маршрута — 12 000 км. В работе экспедиции наравне с учеными принимают участие корреспонденты ТАСС. Это крупнейшая комплексная континентальная высокоширотная экспедиция за последние 40 лет. 

Чтобы быть в курсе всех событий экспедиции, подпишитесь на на наш телеграм-канал или сообщество ВКонтакте

 

Добавить комментарий

Translate » Перевод