Художница Юлия Селявко из города Колпашево Томской области создала коллекцию сувенирных матрешек в костюмах народов ханты и южных селькупов
Прототипами некоторых из них стали узнаваемые в среде коренных народов Томской области деятели культуры.
«Красивые костюмы наших узнаваемых Тамары Хаимовны, Татьяны и Феты часто становятся предметом интереса фотографов на мероприятиях коренных народов. Вот и художник Юлия Селявко не смогла пройти мимо — создала не просто обезличенные матрешки, а красивые стилизованные копии костюмов,» — прокомментировала ситуацию этнограф Олеся Полунина.
Селькупы живут в Сибири, между средним течением Оби и Енисея. Это один из немногих народов, чью древнюю историю сохранили летописи. Их мифы изучают этнографы, а археологи находят богатый фактический материал, подтверждающий или опровергающий теории.
Селькупы относятся к самодийским народам, а те в свою очередь принадлежат к уральской языковой семье, чье происхождение – предмет многолетних дискуссий с массивной доказательной базой. Ведь чем древнее этнос, тем сложнее работа исследователей. До появления генетики этнографы и историки изучали космогонические мифы, чтобы узнать больше о происхождении коренных народов, их родственных связях и вехах в истории. Согласно мифам, южные и северные селькупы – два разных народа.
Южных селькупов родила Мать-земля. Они называют себя söl’kup, где söl — «почва, земля» и kup — «человек», или šöt’qup, где šöt — «лес, тайга». Дом прародительницы жизни стоит в низовье реки. Чтобы попасть к ней, герою нужно плыть по воде, преодолевая козни злого старика Ulγo, что означает «лед».
Юго-Восточные ханты, которые живут в Томской области не представляют собой отдельную генетическую или языковую общность. Это потомки семей, поднявшихся по Оби с нынешней территории ХМАО.