В 2018 году региональная общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Томской области «Колта-Куп» получила в пригороде Томска дом под собственный офис. О том, в каком состоянии этот особняк 1951 года постройки, мы уже упоминали, когда писали о внутреннем противостоянии среди томских представителей КМНС. И вот недавно стало выясняться — даже такого ветхого офиса ассоциация может лишиться, рассказал своим читателям портал «SMnews«

Хотя логично, что большинство коренных малочисленных народов Севера живет не в Томске, а в северных районах региона, офис именно в областном центре ассоциации крайне нужен. Здесь часто проходят официальные мероприятия, участвовать в которых нужно, а каждый раз за 500 километров в одну сторону не наездишься. Поэтому руководитель ассоциации Тамара Усатова переехала в Томск. С собой взяла 10-летнего Матвея — это ее родной брат по отцу, у Тамары Хаимовны он находится на опекунстве. Постоянно жить в выделенном офисе им нельзя — во-первых, это было бы признано неэффективным использованием выделенного помещения. Во-вторых, там и условий для постоянного проживания, тем более с ребенком, нет — дом старый, холодный, с печным отоплением, вода не проведена, туалет на улице, в одной из комнат протекает потолок… Надо сказать, на такие условия президент ассоциации не роптала — деревенские люди к трудностям привыкшие.

Но квартиру все же снять пришлось. Этим расходы с пенсии Тамары Усатовой (должность президента областной ассоциации, несмотря на высокий статус, не подразумевает зарплаты) не ограничились — в доме-офисе нужно было навести косметический ремонт, плюс покупать дрова. Когда денег на них не хватает, в ход идут пустые шишки, опавшие ветки, хвоя. Однако, оказалось, это только цветочки. По договору арендатор, безвозмездно получивший дом во временное пользование из числа областного имущества, обязан сделать в нем капитальный ремонт.

В один из ноябрьских дней Тамару Усатову предупредили из областной администрации: будет проверка. Против присутствия СМИ возражений не было, так что у SM-News есть комментарии тех, кто на эту проверку выезжал — представителей Областного имущественного казначейства. Оно по распоряжению областного департамента по управлению государственной собственностью уполномочено проводить подобные проверки.

На пороге — мужчина средних лет и молодая женщина. Немногословны. А хозяйка суетится — ведет показывать, что сделано в доме за почти два года. Две комнаты отведены под музей — на полу, стенах, столах расположились образцы народных предметов быта, миниатюрные орудия ловли, украшения, поделки и игрушки из бересты, книги, журналы и газеты о народах Севера… В третьей комнате — там, где не все в порядке с потолком — в безопасном уголке развешены традиционные национальные костюмы. На шифоньере — спальные мешки. Ими пользуются те участники ассоциации, кто иногда приезжает на мероприятия в Томск издалека. Оплачивать номера в городских гостиницах северянам из маленьких деревень накладно. Так что офис еще и в этом плане стал хорошим подспорьем — есть где переночевать. Заодно и за домом пригляд в ночное время.

Еще есть кухонька с печкой — она изначально была вообще полуразрушенной, с вывалившимися кирпичами, сильно дымила. Подремонтировать помог известный томский поэт Михаил Андреев — тот самый, чьи произведения исполняют «Иванушки International», «Любэ», Сергей Безруков и прочие российские знаменитости. Коридор — на стенах грамоты, благодарности и награды, врученные членам ассоциации. На выходе из дома — кладовая для хранения дров и всякого скарба.

В целом — как говорится, бедненько, но чистенько. А если сравнить с тем, как этот дом выглядел, когда перешел ассоциации, так просто небо и земля. До этого он был прибежищем для местных наркоманов и алкоголиков, и президенту ассоциации пришлось выгрести отсюда немало шприцев, бутылок, окурков и прочего мусора.

— Что же вы, невнимательно читали условия договора о передаче дома в аренду? — спрашивает один из проверяющих. — Вы напрасно начали с косметического ремонта. Все, что вы здесь сделали — покрасили, ковролин постелили, потолок обшили плиткой — это не поможет. Нужен ремонт капитальный. Надо менять крышу, окна, утеплять стены, печку разобрать и нормально сложить…

— Где мне взять на это деньги, я не представляю, — переживает Тамара Усатова. — Что могла, я сделала. И ведь знаете, когда мне этот дом передавали, никакого акта обследования составлено не было. Просто потом уже написали, что дом передан в нормальном состоянии. Я могла бы сейчас собраться и вернуться в Каргасок. Но понимаю, что тогда все дело, ради которой наша ассоциация работает, остановится.

Впрочем, вторая проверяющая подмечает: конкретно эта проверка проводится не с целью изучить состояние дома. Задача — выяснить, эффективно ли используется государственное имущество.

— А это плановая проверка? — задаю вопрос.

— Нет, внеплановая, плановые раз в три года проводятся.

— То есть, было заявление от кого-то?

— Об этом я не могу сообщать. Без комментариев, как говорится.

— А заключения ваши от увиденного каковы?

— Ну, это позже будет решаться.

Комиссия уезжает, и, надо сказать, никакого акта Тамаре Усатовой, опять же, не оставляет.

А мы после этого еще долго разговариваем с Тамарой Хаимовной. У нее еще много хороших новостей.

— 2 октября я пела в Государственном Кремлевском дворце! — делится руководитель ассоциации. — Это был творческий вечер Михаила Андреева, и меня тоже пригласили. Я стольких звезд увидела, и поговорила со многими. Николай Расторгуев, «Иванушки International», Игорь Матвиенко, Митя Фомин, Анна Семенович, «Белый Орел», Дмитрий Дюжев, группа «Корни»… А весной мы будем отмечать 30-летие Всероссийской ассоциации коренных малочисленных народов, тоже будет грандиозный концерт. Мы пока обсуждаем программу, я предложила, чтобы «Иванушки International» выступили с песней «Увезу тебя я тундру», в наших национальных костюмах. Теперь поручили мне с ними связаться, обговорить эту идею.

В регионе областная ассоциация КМНС тоже участник всех фестивалей и прочих праздников. Отдельное внимание к ней — у вузов. Для университетского сообщества задача сохранить наследие коренных народов представляет не просто научный интерес — это касается третьей роли университетов, то есть, развития регионального сообщества. Но главное — власти к вопросам национальной политики всегда относятся очень внимательно. Казалось бы, с таким послужным списком можно смело идти на поиски спонсорской помощи. Но тут дело в характере. Есть люди, которые не привыкли просить денег.

Но Томской региональной ассоциации КМНС на самом деле нужна помощь с ремонтом дома. Возможно, откликнется кто-нибудь из местных предпринимателей. Возможно, даже кто-нибудь из крупного бизнеса — на территории региона работают подразделения ряда известных холдингов. Некоторые недропользователи помогают Ассамблее народов Томской области. «Колта-Куп» туда тоже входит, и сейчас самое время целенаправленно помочь именно ей.

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод