В  таймырской тухардской тундре оленеводы бьют тревогу. Завершились праздники – Дни оленевода. Отгремели красивые речи и музыка. Наступили будни, но часть оленеводов не могут откочевать со стадами к традиционным местам отела

Тронуться с места стада пока не могут по отсутствия топлива для снегоходов. Администрация предприняла попытку выдать бесплатный «конденсат» вместо бензина и солярки, но и конденсата хватило лишь половине оленеводов.

Такая же ситуация была в соедней Сеяхской тундре на Ямале. Здесь в районе фактории Яхады-Яха, выдали по 200 литров и решили ситуацию. В Тухарде пока не получается.

Оленята должны появиться на определенных территориях, чтобы не нарушать привычный биологический ритм стада. Олени очень чувствительны к любым изменениям. И стресс, который они испытывают сразу сказывается на состоянии здоровья. Если стада не отправятся на летние пастбища в ближайшие дни, то они рискуют не дойти до цели своей перекочевки, так как в тундре уже очень тепло и реки и ручьи могут вскрыться раньше положенных сроков.

Современные технические средства, которые пришли в тундру, делают возможным разговор сразу нескольких поселков и даже городов. В первом разговоре оленеводов, который произошел посреди тундры по телефону приняли участие руководители двух крупнейших организаций коренных народов – председатель Совета общин КМНС Елена Голомарева и вице-президент по правовым вопросам Ассоциации КМНССДВ РФ Сергей Сизоненко, сообщает портал «РуНьюс24».

— Я встречалась с  руководством Министерства Арктики и Дальнего востока, — сообщила Елена Голомарева, — Вопросы «Северного завоза» всё больше зависят от случайности и это нельзя так оставлять. Необходимо вернуть контроль за «Северным завозом» в руки государства. Мы готовим несколько предложений по изменению ситуации.

Представитель Ассоциации коренных народов Сергей Сизоненко заявил, что в Тухарде с топливом вопрос должен срочно решаться. Это — задача административных органов всех уровней.

— Но я согласен с Еленой Христофоровной, что пора вернуться к более плотному государственному контролю и участию в «Северном завозе». У нас в Арктике, и тем более в самой северной её части – на Таймыре нет тех же транспортных и природных условий, что центральной России. У нас даже четырех времен года здесь нет. Тут должен быть свой календарь. Я например, насчитал у нас не четыре сезона, а восемь. Каждый сезон – это подготовка к чему-нибудь. Так вот до начала июня, например у нас сейчас сезон подготовки к следующему «Северному завозу». Сейчас нужно подготовить товары, уголь, бензин на весь следующий период с августа 2021 до августа 2022. И так подготовить, чтобы бензин не кончился уже в апреле.

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод