В экспедиции «Чистая Арктика — Восток -77» завершилась первая часть ходовых испытаний универсальных колесных вездеходов и снегоболотоходов для Арктики

В конце года участники экспедиции выбрали лучший вездеход и лучший снегоболотоход и рассказали об этом корреспондентам портала «Таймырский Телеграф».

Экспедиция РАН «Чистая Арктика – Восток – 77» была организована, как экспериментальная площадка для технологий новой волны освоения Арктики Российским государством. Среди ее задач – подробный анализ возможностей развития арктических поселков, стойбищ и факторий, современное снабжение своевременная медпомощь жителям. А все это невозможно без транспорта. Российского, легко ремонтируемого, экономичного и, при этом современного.

«Наша задача выбрать для Арктики лучшие российские вездеходы и снегоболотоходы, рассказала руководитель группы испытаний вездеходной техники экспедиции Татьяна Зикункова, — Поэтому мы разработали максимально сложные маршруты для испытания машин.»

Организаторы экспедиции, решили составить план испытаний, который позволил бы убедиться в готовности техники работать в условиях низких температур, пересеченной местности и отсутствия станций техобслуживания. Весь 2023 год продолжались испытания и перед Новым годом участники экспедиции решили объявить о том, какой снегоболотоход и какой вездеход для Арктики они считают лучшими.

«В категории «Вездеход» испытывались несколько машин российского производства. Одним из главных критериев стала цена машины. Вездеход за пятнадцать миллионов не станут покупать районные больницы, владельцы факторий, муниципальные учреждения, которые и заняты решением задач по срочной перевозке людей в плохую погоду или в межсезонье в тайге и тундре, — рассказал участник испытаний, эксперт Государственной Думы Максим Токарев, — В нескольких турах испытаний в Арктике, лидером уверенно стал вездеход производства компании «Урса Моторс».

Базовая модель «Урса К6х6» признана лучшим универсальным вездеходом для Арктики и получила статус «Официальный вездеход экспедиции «Чистая Арктика — Восток — 77»

Смотреть видео

Главным испытанием для этого вездехода стал одиночный пробег по тундровой местности от Нового Уренгоя до Хатанги – 1900 километров. Машина с экипажем из одного-двух человек успешно преодолела трассу по зимникам, бездорожью и речному льду.

«Уже на Таймыре, мы невнимательно провели предрейсовую подготовку перед выходом из Дудинки в сторону Хатанги, и не доезжая до Волочанки, потеряли четыре болта карданного вала от раздаточной коробки к фланцу дополнительной раздаточной коробки, подающей привод на 2-3 мосты. Это, конечно, непростительная халатность команды, но спасла ситуацию ремонтопригодность «Урса». Мы прямо на морозе быстро сняли кардан третьего моста, а его болты использовали для подключения главного кардана. Ведущими остались 1 и 2 мосты. Так мы и доехали до Волочанки, а там нашли четыре подходящих болта на брошенном вездеходе, поставили их и прекрасно доехали до Хатанги,» — рассказал мастер-пилот машины Владимир Дмитриев.

Владимир Дмитриев у вездехода «Урса К6х6»

Эти события произошли в апреле 2023 года, во время предварительных испытаний и подготовительных маршрутов экспедиции «Чистая Арктика – Восток – 77». Машина, которая своим ходом приехала в Хатангу была приобретена Хатангской районной больницей №1 и уже более чем полгода «бегает» по Хатанге и поселкам, доказывая свои исключительные эксплуатационные характеристики при низкой цене.

«Сейчас в экспедиции «Урса» используется в Якутии, и планируются весенние испытания во время исследований на Васюганских болотах в Томской области. Но и без весенних этапов мы уже приняли решение, что официальным вездеходом экспедиции является вездеход «Урса», — рассказал Максим Токарев.

«Урса» пробирается вдоль построек в заметенном таймырском поселке Кресты. Угол наклона 40 градусов

«Урса» выбран лучшим вездеходом для Арктики, так как он обслуживается во всех станциях техобслуживания «УАЗ» и запчасти для него доступны по всей России. Но в Арктике есть маршруты и время года, когда бессилен «Урса». Для таких мест предназначена вторая машина, выбранная участниками экспедиции – снегоболотоход-амфибия.

Снегоболотоход-амфибия «Архант» признан лучшим снегоболотоходом для Арктики и получил статус «Официальный снегоболотоход экспедиции «Чистая Арктика — Восток 77»

«Как правило, в период межсезонья, по всему Северу часто бывает нелетная погода. А что делать, когда зимников еще нет? В таких условиях в каждом муниципалитете должен быть пассажирский снегоболотоход-амфибия,» — рассказала Татьяна Зикункова.

В России сейчас производится более десятка брендов таких машин, что показала недавно прошедшая в Москве выставка «Вездеходер», и в экспедиции приняли участие три из них. Но ученые выбрали одну лучшую – модель, которая смогла преодолеть глубокую горную реку по ледяной шуге и среди льдин, толщиной до 12 сантиметров.

«Снегоболотоход «Архант» смог ночью преодолеть переправу в самом сложном месте. Несмотря на то, что льдина срезала ему крышку бака и в топливо налилась вода, «Архант» смог самостоятельно продолжить движение и в нем в эту же ночь ночевали участники экспедиции, — рассказал заместитель начальника экспедиции Дмитрий Белов.

Снегоболотоход-амфибия «Архант» во время метели в Хибинах. Участники экспедиции ночуют в машине

Кроме плавучести машина обладает отличными вездеходными качествами – преодолевает склоны и препятствия в виде камней, осыпей и поваленных деревьев высотой до 80 сантиметров, — сообщили участники экспедиции.

«Арктика до тех пор будет российской, пока в ней живут граждане России, пока населенные пункты снабжаются, медицинская помощь оказывается и порядок поддерживается. А все это может обеспечить только современная техника, которая должна быть в достаточном количестве в муниципальных, региональных и федеральных службах по всей Арктике, — рассказала Татьяна Зикункова, — Наша экспедиция показала, что российская промышленность без проблем может справится с такой задачей…»

Между обещаниями производителей и реальными возможностями техники может оказаться большой разрыв. А Арктика никаких поблажек не даст. И чтобы однажды не погибли люди, ведут свою работу испытатели в арктических экспедициях – те, кто знает, что на северные рубежи России должна поступать только надежная техника.

Фото Артема Ачкасова

Подробнее об экспедиции «Чистая Арктика — Восток — 77»

Высокоширотная научная экспедиция РАН «Чистая Арктика — Восток — 77» стартовала 15 августа 2023 года из Мурманска. Продлится 12 месяцев. Протяженность маршрута — 12 000 км. В работе экспедиции наравне с учеными принимают участие корреспонденты ТАСС. Это крупнейшая комплексная континентальная высокоширотная экспедиция за последние 40 лет.

Чтобы быть в курсе всех событий экспедиции, подпишитесь на на наш телеграм-канал или сообщество ВКонтакте

Добавить комментарий

Translate » Перевод