В собрании Красноярского краеведческого музея хранится работа польского художника Александра Станкевича «Сбор ясака казаками в Енисейской губернии» (1875). Имя художника А. Станкевича в наши дни оказалось забытым, хотя его графические работы хранятся в собраниях Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), Красноярского краеведческого музея, Минусинского краеведческого музея и Иркутского художественного музея
Благодаря любезно предоставленной информации, полученной от Ильи Куклинского, заместителя директора Красноярского краеведческого музея, корреспондентам портала «19рус» стало известно, что картина художника А. Станкевича «Сбор ясака казаками в Енисейской губернии» по учетной документации старых книг поступления Красноярского краеведческого музея, была подарена в музей до 1892 года младшей дочкой красноярского купца П. И. Кузнецова — Юлией Петровной Кузнецовой-Матвеевой (1864-1920). Юлия Петровна и ее супруг Иннокентий Алексеевич Матвеев (1857-1936) были известными сибирскими просветителями, инициаторами и основателями Красноярского городского музея (Красноярский краевой краеведческий музей) в 1889 году.
В основу работы были положены реальные события, которые после покорение Сибири Ермаком и приходом казацких служилых людей положили начало взимание ясака, то есть налога-ренты с коренных народов Сибири. Нужно отметить, что данный налог-ясак платился аборигенами начиная с ХVII века и вплоть до 1917 года. До конца ХVIII века ясак сибирские народы платили преимущественно пушниной, а позднее деньгами. Единицей податного обложения выступал каждый охотник в возрасте 18-50 лет, но ясак фактически платило все мужское население Сибири от младенцев до стариков.
Из истории Хакасии также известно, что фактически минусинские и ачинские инородцы платили ясак Русскому правительству, начиная с 1727 года, то есть с периода вхождения Хакасии в состав Российской империи.
Первым упоминанием об уплате ясака качинскими татарами мы встречаем за август-декабрь 1737 года в «Сказке Качинской землицы отставного служилого атамана Мунгунчакова с товарищами «о состоянии народа Качинской землицы», где говорится:
«И ясак платят в казну ее императорского величества собольими и лисицами и волками и рысями и россомахами и белкою и сохатинами и деньгами по рублю за соболя, от пяти и до одного соболя на человека».
На историческом полотне «Сбор ясака казаками в Енисейской губернии» событие разворачивается на фоне виднеющихся вдали невысоких заснеженных гор и замершей реки в инородческом улусе, куда приехали сборщики ясака.
Акварель Станкевич условно разделил на две части. В центре композиции на земле мы видим лежащие шкуры животных, из-за которых возможно возникает спор, между инородцами и сборщиками ясака. В левой части картины изображены стоящие мужчины, женщины и дети на фоне традиционного жилища алачых – конического шалаша из жердей, который крылся корой и берестой, и, судя по этнографическим источникам, в таких жилищах жили сагайцы и качинцы в ХVIII-нач. ХХ веках. На мужских и женских лицах инородцев нет и следа боязни, хотя нет и показного героизма. Без суеты и спешки они встречают сборщиков ясака. Удачно передана и одежда инородцев — белые мужские шубы «тон», украшенные по подолу черной лентой, и женщины, одетые в колоритные традиционные шубы «идектiг тон» с повязанными на головах яркими платками красного и синего цвета.
Справа изображена группа сборщиков ясака. На переднем плане художник выделил главного сборщика в белом кафтане и надетой нараспашку яманьей (козлиная доха — прим. автора) или собачьей дохе, на руках меховые рукавицы, а на ногах одеты черно-белые меховые пимы — все это типичные обиходные вещи сибирского крестьянина. Висящий на его шее медальон выделяет в нем главного сборщика ясака. Мужчина плечист и плосколиц, волосы скрыты шапкой ушанкой. Густая борода и усы закрывают часть лица, но глаза выдают в нем человека властного, сурового и угрюмого. Он прямо смотрит на инородцев и его взгляд выражает решительность и недоброжелательность по отношению к ним.
Художник тщательно прописал лица и одежду сопровождающих главного сборщика, сибирских крестьян и казаков. На головах изображены казацкие меховые шапки с красными донышками и типичные сибирские шапки «ушанки», сшитые из овчины. Такие шапки можно было увидеть в сибирских селах и деревнях. Одеты казаки и крестьяне в овечьи тулупы и суконные казацкие кафтаны. Также разнообразно и вооружение сборщиков, здесь и казацкие кривые сабли, и тонкоствольные ружья.
Кроме шапок и полушубков художник обратил внимание на зимнюю обувь сибирских крестьян и казаков меховые пимы и валенки. В 1870-1890-х годах такие валенки были широко распространены в сибирской деревне, они привозились в Енисейскую губернию из Пермской губернии и назывались «кунгурскими», а позднее были вытеснены черными валенками местного производства.
В акварели «Сбор ясака казаками в Енисейской губернии» Станкевич поднялся новую тему для тех лет, на высоту исторического романтизма. Работа над произведением потребовала от художника много времени по поиску соответствующей натуры и типажей, напряженного труда, который привел к закономерному результату. Художнику удалось передать атмосферу повседневной жизни сибирских инородцев в Енисейской губернии, связанную с политикой царского правительства в ХVII-ХIХ веках. В произведении график умело передает и традиционную одежду, бытовавшую у минусинских инородцев и жителей русского населения Сибири в то время, через происшедшее событие в одном из инородческих улусов.
Маина Чебодаева, кандидат искусствоведения, научный сотрудник ХакНИИЯЛИ