27 февраля всё просвещенное славянство, а также почти 200 неславянских народов отмечают День Святого Кирилла

Этот библиотекарь Константинопольского собора Святой Софии стал самым знаменитым филологом в мире, благодаря своей неусидчивости, рассказывает «Комсомольская правда». Пять раз(!) Константин по прозвищу Филосов (позднее принявший монашество под именем Кирилл вместе со своим братом Мефодием срывался с теплой государственной службы и отправлялся в дальние странствия, то как посол византийского императора, то как религиозный миссионер, то просто сбегал, не поставив начальство в известность. И в результате его именем названа третья по распространенности на планете письменность – Кириллица.

27 февраля в Москве прошла межрегиональная конференция, посвященная Дню Святого Кирилла. Конференцию провели светские организации, представители РПЦ присутствовали лишь в качестве гостей и экспертов. Ведь речь шла не о подвигах св. Кирилла на религиозном поприще, а о его наследии в современном цифровом мире – о развитии кириллических секторов мировой паутины.

Модераторами конференции выступили руководитель телестудии культурно-просветительских программ «Август» Анна Коряковцева, директор программы «Кириллика» Международного Шухоского Фонда Николай Шкаруба и редактор «Национальной Медиасети» Дмитрий Белов. 

Выступления экспертов обозначили сложную ситуацию, в которой находятся письменные языки коренных малочисленных народов, использующие кириллические алфавиты. По словам Николая Шкарубы «Половина языков коренных народов не могут полноценно развиваться из-за отсутствия их символов в кодировке Юникод…»

Участники конференции обсудили возможные меры поддержки государством и обществом программ по развитию кириллического контента в сети Интернет.

Для справки: Около 863 года братья Константин (Кирилл) Философ и Мефодий из Солуни (Салоники) по приказу византийского императора Михаила III упорядочили письменность для старославянского языка и использовали новую азбуку для перевода на славянский язык греческих религиозных текстов. Долгое время дискуссионным оставался вопрос, была ли это кириллица (и в таком случае глаголицу считают тайнописью, появившейся после запрещения кириллицы) или глаголица — азбуки, различающиеся почти исключительно начертанием. В настоящее время в науке преобладает точка зрения, согласно которой глаголица первична, а кириллица вторична (в кириллице глаголические буквы заменены на известные греческие). Так, большинство учёных склонно считать, что глаголицу создал Константин (Кирилл) Философ, а кириллицу — его ученик Климент Охридский, последовательно работавший в Плиске и Охриде в Первом Болгарском царстве. Глаголица длительное время в несколько изменённом виде употреблялась у хорватов (до XIX в).

Появление кириллицы, основанной на греческом уставном (торжественном) письме — унциале, связывают с деятельностью болгарской школы книжников (после Кирилла и Мефодия). В частности, в житии св. Климента Охридского прямо пишется о создании им славянской письменности уже после Кирилла и Мефодия. Г. А. Ильинский на основе русской версии «Хроники патриарха Никифора» считал, что кириллица была создана в 864 году. Возможно, кириллица была создана Климентом Охридским совместно с Наумом Охридским и Константином (Кириллом) во время его нахождения в Плиске в 886—889 годах.

Благодаря предыдущей деятельности братьев азбука получила широкое распространение в южнославянских землях, что привело в 885 году к запрещению её использования в церковной службе римским папой, боровшимся с результатами миссии Константина-Кирилла и Мефодия.

В Болгарии при святом царе Борисе, принявшем в 860 году христианство, создаётся первая славянская книжная школа — Преславская книжная школа, — переписываются кирилло-мефодиевские оригиналы богослужебных книг (Евангелие, Псалтирь, Апостол, церковные службы), делаются новые славянские переводы с греческого языка, появляются оригинальные произведения на старославянском языке («О письменехъ Чрьноризца Храбра»). Болгария становится центром распространения славянской письменности.

«Золотой век» распространения славянской письменности относится ко времени царствования в Болгарии царя Симеона Великого (893—927 гг.), сына царя Бориса. Позже старославянский язык проникает в Сербию, а в конце X века становится языком церкви в Древней Руси.

Старославянский язык, будучи языком церкви на Руси, испытывал на себе влияние древнерусского языка. Это был старославянский язык русской редакции, так как включал в себя элементы живой восточнославянской речи.

Первоначально кириллицей пользовались часть южных славян, восточные славяне, а также румыны (см. статью «румынская кириллица»); со временем их алфавиты несколько разошлись друг от друга, хотя начертание букв и принципы орфографии оставались (за исключением западносербского варианта, так называемой босанчицы) в целом едиными.

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод