
Программа проведения X Международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра — 2018»
Дата
Наименование мероприятия
Место проведения
7 июня
— Заезд участников X Международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра-2018»;
— встреча гостей фестиваля, размещение в гостинице;
— оформление экспозиции и рабочих мест на площадке фестиваля;
— традиционные игры коренных малочисленных народов Севера;
парк им. Б. Лосева
— культурная программа: обзорная экскурсия по городу, посещение выставок;
— вечер встречи
г. Ханты-Мансийск
8 июня
— Торжественное открытие фестиваля «Народное искусство Югры – территория равных возможностей»;
— Международные конкурсы мастерства по номинациям: «Гончарное искусство», «Художественная обработка дерева», «Текстильная кукла, игрушка», «Художественная обработка бересты», «Роспись по дереву, металлу», «Плетение из растительных материалов», «Традиционный костюм в миниатюре», «Художественная обработка кожи животных, рыб, меха», «Художественная вышивка», «Металл, ювелирное искусство», «Валяние из шерсти», «Ткачество», «Лоскутное шитье», «Традиционное вязание», «Художественная обработка кости», «Работа с бисером».
— Международная выставка — ярмарка «Северный мир. Фольк. Арт»;
— экспоцизионно-выставочный проект «Город мастеров»
— лаборатории искусства, ландшафтные лаборатории
парк им. Б. Лосева
г. Ханты-Мансийск
9 июня
— Международные конкурсы мастерства по номинациям: «Гончарное искусство», «Художественная обработка дерева», «Текстильная кукла, игрушка», «Художественная обработка бересты», «Роспись по дереву, металлу», «Плетение из растительных материалов», «Традиционный костюм в миниатюре», «Художественная обработка кожи животных, рыб, меха», «Художественная вышивка», «Металл, ювелирное искусство», «Валяние из шерсти», «Ткачество», «Лоскутное шитье», «Традиционное вязание», «Художественная обработка кости», «Работа с бисером».
парк им. Б. Лосева
— Научно-практический семинар «Исследования деревянного зодчества России. Проблемы изучения, сохранения и реставрации памятников гражданской и культовой деревянной архитектуры»
Дом-музей народного художника СССР им. В.А. Игошева
— Обсуждение материалов исследования научно-практической конференции «Живые традиции ремесла в искусстве»
Дом-музей им. В.А. Игошева
— Международная выставка — ярмарка «Северный мир. Фольк. Арт»;
— экспоцизионно-выставочный проект «Город мастеров»
парк им. Б. Лосева
г. Ханты-Мансийск
10 июня
— мастер-классы Фонда «Центр гражданских и социальных инициатив»
Дом-музей им. В.А. Игошева
— Международная выставка-ярмарка «Северный мир. Фольк. Арт»
— Торжественное вручение наград участникам конкурсов мастерства
— Отъезд участников Фестиваля
парк им. Б. Лосева
г. Ханты-Мансийск
АФИША
— Летняя сессия «Окружная школа по изготовлению и игре на музыкальных инструментах»;
— Выставка рукописей и редких изданий из фондов АУ «Окружной Дом народного творчества»;
— Интерактивная площадка «Культура обско-угорских народов»;
— Интерактивная площадка «Культура русских старожилов и казачества Западной Сибири».
АУ «Окружной Дом народного творчества»
— Окружной конкурс-выставка «Юные подмастерья»
— Выставка «По ремеслу и промысел»
МАУ КДЦ «Октябрь»
— Городской фестиваль национальных ремесел
Стела «Первооткрывателей земли югорской»
Ул. Первооткрывателей, 1
— Выставки государственного художественного музея
— Спектакли кукольного театра
— Спектакли Театра обско-угорских народов «Солнце»
Фестивальное движение народного искусства коренных народов мира
Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемую часть традиционной культуры и занимают особое место в жизни и истории Югры, являются условием для сохранения духовности российского потенциала, фундаментом, почвой, на которой произрастает древо современной культуры. Сохранение этой важной части культурного наследия лежит в плоскости стратегических интересов общества и является важнейшей государственной задачей.
В экономически нестабильное время, в период дискредитации духовно-нравственных ценностей народа и утраты гражданской идентичности наиболее актуальным для сохранения национального единства становится понимание консолидирующей силы народного искусства.
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры уделяет большое внимание сохранению богатого культурного наследия коренных малочисленных народов Севера – народам ханты и манси, представителям финно-угорской языковой группы, других народов.
Яркое самобытное традиционное искусство коренных жителей Югры – это визитная карточка не только Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, но и страны. Оно отражает богатый духовный мир обских угров, его тесную связь с природой, таинственный мир красоты древних традиций и обычаев. Истоки многих аутентичных направлений традиционного искусства уходят в глубокую древность и до сих пор сохраняются в виде домашних ремесел. Однако этот богатый пласт культуры округа не подвергался специальному изучению и исследованию.
В настоящее время традиционная культура коренных малочисленных народов Севера претерпевает ряд изменений, обусловленных антропогенными и техногенными факторами, происходит ассимиляция хантов и манси и их вовлечение в процесс глобализации в результате промышленного освоения региона. Вследствие размывания этнической культуры и отказа от традиций и обычаев происходит деформация этнического самосознания, выражения невозможности адаптации к новым условиям существования. Социальным эффектом этих процессов является массовая безработица, алкоголизм, суицид, люмпенизация, этническая нетерпимость. Происходит утрата навыков и самого ремесла. С исчезновением локальных групп населения исчезли уникальные художественные ремесла, такие как вышивка южных ханты и восточных манси, художественная обработка кости, кожи рыб и другие. Необходимым и реальным выходом из сложившейся ситуации является обращение к традиционной культуре на основе возрождения народных промыслов, при помощи которых возможно обеспечить социально-экономическую базу существования финно-угорских народов.
Одной из форм поддержки возрождения и развития традиционного искусства является проведение Международных фестивалей ремесел финно-угорских народов «Югра», а с 2012 г. – Международного фестиваля ремесел коренных народов мира (далее Фестиваль). Движение международного сообщества можно считать уникальным явлением в культуре этносов.
Под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, при поддержке Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Министерства культуры Российской Федерации, Международный фестиваль ремесел «Югра» традиционно фестиваль проводится с 2000 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с периодичностью один раз в два года.
Миссия фестиваля — объединять усилия по возрождению и развитию лучших традиций художественного ремесленничества коренных народов России и зарубежья.
Организаторами выступают Департамент культуры и искусства автономного округа, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел».
Организационный партнер – Региональный некоммерческий фонд поддержки и развития народных художественных промыслов и ремесел.
Фестивальное движение поддержали спонсоры: ООО «РН-Юганскнефтегаз», ООО «Кода Лес», ОАО «ЛУКойл-Западная Сибирь», ЗАО «Башнефть», ОАО «ТНК-ВР Менеджмент», «Салым Петролиум Девелопмент Н.В.», ОАО «НГК «Славнефть»,
ООО Ханты-Мансийский банк, Комитет по внешним связям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Музей геологии, нефти и газа, Музей Природы и Человека, СМИ и др..
Главной целью фестиваля является создание условий и обеспечение преемственности поколений на основе сохранения и популяризации национальных традиций и культуры коренных народов мира.
Возрождение забытых ремесел в настоящее время имеет не только национальную, но и культурную международную значимость. К работе мероприятий Фестиваля приглашены исследователи Российской Федерации и зарубежных стран — историки, этнографы, искусствоведы, культурологи, лингвисты различны, занимающиеся проблемами культурной инфильтрации, а так же руководители и специалисты учреждений культуры, мастера и художники, творческие союзы, члены Правительства, представители власти муниципальных образований из Венгрии, Канады, Финляндии, Эстонии, Сербии, Монголии, Киргизии, Казахстана, Карелии, Республик Удмуртии, Коми, Пермяцкого края, Мордовии, Марий-Эл, Ямало-Ненецкого, Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Архангельской, Московской, Ленинградской, Тюменской, Свердловской, Новосибирской, Томской, Челябинской и др. областей
Фестиваль способствует формированию новых организационных форм поддержки жизнеспособности народных художественных промыслов и ремесел, мастеров и объединений, подверженных в настоящее время разрушающему воздействию миграционных, урбанистических и других процессов.
В программе фестиваля предусмотрены: научно-практические конференции, научно-практические семинары, школа молодого руководителя, международные конкурсы мастеров по номинациям, выставки-ярмарки изделий народного искусства регионов участников, мастер-классы по технологиям ремесла, детская интерактивная программа «Подворье».
Благодаря проведению научно-практических мероприятий создаются условия для систематизации и введения в научный оборот новых материалов исследований, продолжение экспедиционных исследований, расширение источниковой базы, реконструкция технологий прикладного искусства, методическое наполнение практических мероприятий (выставок, мастер-классов), издание материалов. Фестивальная площадка дала возможность объединить научный и практический потенциал в решении проблем возрождения и сохранения утративших и забытых художественных промыслов регионов России. Так на протяжении 12 лет сотрудниками «Центра народных художественных промыслов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее Центр ремесел) проводились исследования, реконструкция приемов утраченной вышивки северных народов ханты и манси шерстяными нитями. В настоящее время восстановлено девять комплексов одежды кондинских ханты и манси, коллекции: украшений из бисера конца XIX начала XX вв., археологической керамики Обь-Иртышья, металлических нашивок и украшений, технологии обработки рыбьей кожи и многое др.
С каждым годом укрепляется и повышается мастерство участников Фестиваля, качество изделий. Объединив усилия, достигаются заметные результаты в сфере возрождения и развития лучших традиций ремесленничества коренных народов России и зарубежных стран. Организация и проведение Фестивалей способствует воспитанию чувства гордости населения за свою малую родину, формированию толерантного отношения к традициям и обычаям других народов, влечет за собой оздоровление социально-экономической ситуации в городах и поселках автономного округа. Сегодня творчество мастера ценится так же высоко, как произведение любого художника, музыканта, писателя или архитектора. Но достижение творческих высот возможно лишь при овладении основами ремесла и глубоком понимании традиций народного искусства, умении мастера использовать особые приемы в творческой работе для выражения задуманной художественной идеи, сохраняющей традиции национальной культуры.
Постоянным местом проведения конференций, семинаров, творческих лабораторий конкурсов стал теплоход «Римский-Корсаков», который следовал по рекам Сибири Обь и Иртыш. Народное искусство, мастерство художников и мастеров, экскурсии по творческим лабораториям и выставкам фестиваль транслировались в 25 территориях Западной Сибири. За период проведения фестивалей участниками стали 6.817 чел., посетило – более 90.000 чел. из разных стран мира и регионов России.
За 12 лет истории фестивального движения проведены 8 научно-практических конференций, 15 научно-практических семинаров, 169 мастер-классов для детей и 667 – для разновозрастной аудитории. Народное искусство коренных народов экспонировалось на 42 выставках, создан музей традиционного искусства финно-угорских народов.
Y Международный фестиваль ремесел финно-угорских народов «Югра – 2008» проходил во время масштабных международных мероприятиях – саммита Россия –Евросоюз и Y Всемирного конгресса финно-угорских народов. Это стало событием не только для международной общественности, но и для жителей Ханты-Мансийского автономного округа. Фестиваль «Югра – 2008» и «Город мастеров» открывал Министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев. На площади экспонировались выставки, бойко шла торговля на ярмарке, мастера искусно работали «на станке», соревнуясь между собой.
Фестиваль посетили и первые лица финно-угорских стран: Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, Президент Финляндии Тарья Халонен с супругом Пентти Араярви, Президент Венгрии Ласло Шойом, Президент Эстонии Томас Хендрик Ильвес с супругой Эвелин Ильвес, губернаторы регионов России, министры культуры финно-угорских республик Российской Федерации. Д.А. Медведев познакомил высоких гостей с родовыми обрядами хантыйских семей, которые в чумах демонстрировали традиционный уклад стойбищных хантов, ремесло. Женщины и девушки плели на станках национальные ковры из камыша и травы, украшали бересту, шили из меха, вышивали бисером, плели пояса и многое другое, мужчины и юноши изготавливали ловушки для ловли рыбы, нарты, резные крюки для люльки, резали из дерева игрушки, помогали отцам. В выставочных павильонах мастера из разных регионов России и автономного округа представляли лучшие изделия народного и декоративно-прикладного искусства: керамику, вязаные изделия, расписную посуду, лоскутные одеяла и игрушки, украшения из металла и многое другое,
Мастера с гордостью демонстрировали свои изделия, охотно делились секретами мастерства. Президент Российской Федерации высоко оценил работу «Центра народных художественных промыслов и ремесел» комплексную работу по возрождению, сохранению и развитию традиционной культуры народов Югры. Одобрены были Д.А. Медведевым и перспективы по развитию сферы народных художественных промыслов, в частности, строительство нового этно-культурного ремесленного комплекса на берегу Иртыша в г. Ханты-Мансийске.
Международные мероприятия привлекли пристальное внимание журналистов российских и зарубежных средств массовой информации – более пятисот представителей масс-медиа работали в дни их проведения.
На YI Международном фестивале ремесел финно-угорских народов впервые были вручены пять премий Губернатора мастерам за сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Фестиваль является местом обмена опытом и обучения мастеров, детей, а также руководителей. Благодаря насыщенной комплексной программе мероприятий организаторами решены некоторые проблемы и достигнуты определенные успехи: укрепились лучшие традиции народного искусства коренных народов; сформировались и постоянно реализуются новые организационные формы поддержки жизнеспособности народных художественных промыслов и ремесел, мастеров и объединений; расширяются инновационные практики учреждений культуры округа с другими регионами; укрепилось сотрудничество между странами, регионами, городами, организациями; сохранены и развиваются семейные традиции художественного мастерства; повысилась культура представления мастера и мастерства, качество традиционных изделий мастеров, на основе которых, формируется эстетический вкус населения; подписаны соглашения о сотрудничестве в научно-исследовательских и практических освоениях народных промыслов и ремесел с Финляндией, Словакией, Сербией, Тюменской областью, г. Салехард ЯНАО, г. Сургут, Республика Коми (г. Сыктывкар) и др. регионами.
Фестивальное движение по городам и селам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры способствовало дальнейшему развитию таких направлений традиционного искусства как вышивка южных ханты и восточных манси, вязание обских угров, гончарство, художественная обработка кожи рыб, бересты, ткачество и плетение из травы и другие. Руководители студий, творческих объединений, мастерских получили знания и практические навыки работы в творческих школах: «Берестяной мир», «Школа руководителей организаций сферы народных художественных промыслов», «Творческая лаборатория по актерскому мастерству», школа социальных инициатив «Полет Стерха», которые оказали неоценимую помощь в их работе.
В муниципальных образованиях автономного открылись Центры ремесел в п. Аган Нижневартовского района и г. Мегионе.
Работу фестивалей освещали телекомпании, газеты, журналы, радиостанции. Около 50 сюжетов, программ, отдельных фильмов, передач выпущено в эфир редакцией финно-угорских и тематических программ ОТРК «Югра» «Северный дом», «Финно-угорский мир». Разработаны информационные циклы «Портретные сюжеты» о мастерах, сохраняющих традиционное искусство этносов. В работе Фестивалей принимают участие журналистов. По итогам работы публикуются дневники фестиваля, очерки о мастерах, учреждениях и т.д.
Фестиваль ремесел народов мира – яркое событие в Российской культуре. Его значение заключено в том, что ремесло, как часть повседневной жизни, остается основным условием сохранения особой специфической ментальности народа. Представление о духовной самобытности и моральных смыслах, взаимоотношений народа с другими народами скреплено вещественными источниками – орудиями производства и созданными с их помощью предметами материального круга: постройками, охотничьим оружием, музыкальными инструментами, украшениями, текстилем, посудой, всем, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, но дают человеку возможность овладеть понятиями целостности жизни, ее высоким духом общей цели жизни, миропонимания, переживания, эстетического и этического ощущения цели и событий. Труд приводит человека к пониманию экологии, рациональности, достаточности в использовании ресурсов природы, внутреннего равновесия, гармонии, ощущению общего единства народов.
Важно, что современный народный мастер является не только носителем родового опыта и памяти своей семьи и своего народа. Его отличает владение общими знаниями из областей археологии, этнографии, искусствоведения, педагогики, и поэтому новый общественный статус ремесла, основанный на исторических выводах о закономерностях культуры, являются результатом соединения конкретного опыта и законов научной реконструкции.
Основы ремесла и промысловых задач ручного технологического опыта способствовали некогда возникновению и развитию архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, некоторых направлений изобразительного искусства. Ручной предметный мир является идеальным средством воспитания, соединяющим сенсорные, сензитивные резервы памяти с эмоциональным переживанием и формированием абстрактного мышления, необходимого для опыта общественного созидания. В значительной степени именно народное искусство является условием сохранения духовности российского потенциала, и по сути оно является индикатором и запускает остальные процессы духовного опыта.
Эта особенность связана с тем, что представления мира, вселенной, космоса, природы и человека как единого целого находятся в гармонических отношениях. Гармония выступает как начало порядка — упорядочивания хаоса. Гармония присуща природе и искусству. По мнению пифагорейцев в античности «Одни и те же законы существуют для музыкальных ладов и планет». Особенность в том, что для народного искусства характерно интуитивное схватывание этих законов, в то время как в других культурах шел поиск в сущем мире числовой гармонии. Математические пропорции лежат, например, в основе музыки: отношение длины струны к высоте тона, отношения между интервалами, соотношение звуков в аккордах, дающих гармоническое звучание. Законы ритмообразования в изобразительной или пластической декоративной композиции сосредотачивают в себе опыт «настройки» человеческого организма, повышают его сопротивляемость к деструктивным, разрушающим тенденциям в культуре и усиление этой особенности в фестивальном обмене опытом консолидирует и усиливает эту сопротивляемость, выводит творчество на новый высокий уровень. Национальные стилевые мотивы ложатся в основу современного декоративно-прикладного искусства и дизайна, что очень ярко представлено в экспонируемых произведениях.
Огромное значение имеет представленный опыт реконструкции в области археологической керамики и археологического и этнографического текстиля. Невероятно важным оказалось раскрытие народных традиций в росписях Севера, Урала и Западной Сибири. Новизной отличались поиски войлочных технологий, резьбе по дереву. На фестивале вдруг возникло ощущение, что в обществе происходит прозрение своих лучших качеств – народное искусство осознается психологическим ментальным явлением, особой формой культуры, крайне необходимой для педагогики, социологии, экономики.
Фестиваль выявляет ряд важнейших особенностей. Если явления глобализма естественны в медицине, современных производственных задачах и военных технологиях, то в отношении духовной традиции, первое место принадлежит культуре и искусству и первейшее – народной культуре и народному искусству как основания Отечества. Поэтому те процессы, которые свидетельствуют о социальных аспектах кризиса в России – как результатах глобальной культурной мутации, изменившей жизненный ритуал человека постиндустриального общества, могут быть преодолены средствами народного искусства, и его встраиванием в структуру формирования психофизиологических качеств в процессе воспитания.
Замечательный опыт TV г. Лентора (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра) позволил сделать важный вывод об использовании народного искусства как феномена медийного продукта, благодаря которому подражание визуальным коммуникациям, в формах видео, ТV, кино – моделируют тип активного человека. Визуализация жизненного мира способствовует развитию дизайна всей «среды обитания» человека: начиная от его эстетического оформления в костюме, украшениях до интерьера жилого пространства и современных продуктов промышленного дизайна.
Этот опыт дает возможность оценки таких явлений как этнофутуризм, правильному истолкованию перформанса, акции, инсталляции. Поскольку всё видимое ещё и слышимо, то научение структурам народного искусства – это своего рода лекарство против деструкции визуального и музыкального дизайна, превративших «картину мира» и «звуковой ландшафт» в один из актов физиологического удовлетворения. Тотальное «торговая визуализация» «омузыкаливание» и тотальное «одизайнивание» быта оттеснило и красивую вещь, и музыку как виды искусства на периферию эстетического опыта и сформировало в обыденном сознании ложные стереотипы эстетики.
Выявляемые фестивалем лучшие качества отечественной культуры – знак хорошей перспективы российской культуры.
Искусствовед В.Б. Кошаев