В России работает межакадемическая исследовательская группа, занятая проблемами Северного завоза

В Якутске встретили первый теплоход навигации 2023 года. Теплоход доставил 2245 кубометров пиломатериала, а для рек, более мелких, чем Лена короткая весенняя навигация только стартует. Весенне-летняя навигация, единственный способ доставить тяжелые и крупногабаритные грузы в сотни сибирских и дальневосточных поселков

«Доставка грузов по «высокой воде» — жизненно важный момент весенней навигации для многих населенных пунктов, стоящих на притоках Енисея, Лены, Колымы, — рассказал руководитель научного центра «Арктические транспортные  системы и технологии» РУТ-МИИТ Алексей Козлов, — Например, в этом году для заброски грузов вверх по Подкаменной Тунгуске по высокой воду будут задействованы около 50 самоходных и несамоходных судов. Караван должен успеть дойти до Ванавары в период весеннего паводка, разгрузиться и вернуться обратно на Енисей до того момента, когда уровень воды в Подкаменной Тунгуске упадёт, и эта река станет проходима только для малых судов.»

Алексей Козлов

Практически для каждой тундровой или таежной территории есть своя, сформировавшаяся еще в советское время, система доставки грузов.

«К сожалению, в ряде муниципалитетов не сохранилась причальная инфраструктура, нет мест выгрузки и хранения, не проводились много лет дноуглубительные работы, а значит данные о возможности приема грузов по рекам, заложенные в систему северного завоза, могут оказаться устаревшими, — сообщил научный сотрудник Центра арктических и сибирских исследований, координатор межакадемической базы данных «ЭТНОГИС» Дмитрий Белов, — Как показывают данные последних исследований, то, что известно главам муниципалитетов, далеко не всегда известно профильным министерствам в регионах, а значит неизвестно и ответственным за планирование завоза организациям в окружных столицах и Москве. Сегодня, никто не обладает точными данными о средствах и материалах, необходимых для реанимации принимающей инфраструктуры для поселков с населением, хотя бы, выше тысячи человек.»

Дмитрий Белов

Экспедиции 2022 и 2023 года в континентальной Арктике показали, что местные предприниматели, которые сегодня заняты доставкой грузов в поселки, часто не верят в возможность восстановления причальной инфраструктуры.

«Большинство арктических поселков были построены в советское время посредством доставки грузов по «зимникам». Тракторные сани и грузовые волокуши позволили полностью обойтись без Севморпути и речных перевозок, — рассказал директор экспедиционного центра «Полярная Звезда», исследователь арктической логистики Максим Токарев, — И сегодня действующие предприниматели говорят о необходимости серьезных государственных инвестиций в закупку транспорта, дорожной и строительной техники, поддержку предприятий, обслуживающих зимники. Мы все видим, с каким трудом строятся дороги в начале каждого сезона даже к райцентрам и крупным селам, например, в Республике Коми, на Колыме и в других регионах.»

Максим Токарев

Одной из причин недостаточной эффективности перевозок по «зимникам» по мнению экспертов, является правовая неопределенность статуса этих временных дорог.

«Пока на федеральном уровне не будет четко установлен механизм правового регулирования в сфере временных дорог и земель под ними, эта часть логистической инфраструктуры Севера и Дальнего Востока развиваться не будет,» — уверен полярный исследователь, начальник высокоширотной экспедиции «Нордвик» Андрей Иголкин, — СССР построил сотни поселков в Арктике, проложив к ним зимние дороги, а мы теперь, даже прицеп пиломатериала не умеем до половины из них довезти, так как не можем разобраться в правовой стороне вопроса…»

Андрей Иголкин

Планирование объемов грузов и товаров первой необходимости тоже остается проблемой для регионов, в которых существует механизм Северного завоза. Об этом говорят ученые-социологи.

«Ежегодно мы сталкиваемся с проблемой недостаточного завоза тех или иных грузов в отдаленные территории. Например, в этом году с проблемой нехватки бензина столкнулись поселки Хатангского поселения на Таймыре. В середине зимы выяснилось, что топлива может не хватить — а это значит остановится деятельность рыбаков, оленеводов, небольших местных предприятий, — рассказал социолог, научный сотрудник ВШЭ Павел Суворков, — для реализации положений нового закона о Северном завозе необходимо масштабное исследование демографической и производственной структуры поселков, вахтовых городков, стойбищ и факторий. Сегодня даже у глав муниципалитетов не всегда есть полная картина потребностей в товарах и грузах первой необходимости, стройматериалах, топливе…»

Павел Суворков

«Для того, чтобы закон о Северном завозе имел шанс стать работающим законом, необходимы масштабные исследования логистической инфраструктуры Севера, Сибири и Дальнего востока» — таков вердикт экспертов. План данного исследования был разработан еще в рамках работы над законопроектом и представлен в подведомственные учреждения Миндальвостокразвития. Сегодня ведутся переговоры между научными центрами о деталях реализации исследовательских работ.

 

 

Добавить комментарий

Translate » Перевод