Алтайское Заксобрание предложило депутатам проголосовать за «окончательное решение» волко-собачьего вопроса

Законопроект аграрного комитета Алтайского краевого Заксобрания, который предлагает отнести к охотничьим ресурсам волко-собачьих гибридов (волкособов) и разрешить их отстрел, вызвал большой интерес у общественности.

«Формально он преподносится как инициатива, направленная на защиту других обитателей леса. Однако некоторые наблюдатели и народные избранники предположили, что его реальная цель – легализовать отстрел бродячих собак как самого дешевого решения проблемы бездомных животных. На это, в частности, намекает отсутствие четкого определения волкособов в условиях почти полной идентичности геномов волка и собаки, а также отсутствие подобной практики в других регионах России,» — сообщает портал «Банфакс».

Известно, что в процессе подготовки законопроекта парламентарии обращались за помощью к ученому Алтайского государственного университета (АГУ) Сергею Снигиреву. В беседе с ИА «Банкфакс» он рассказал, что во избежание двусмысленности предлагал прописать отстрел собак, но в АКЗС решили пойти другим путем. Собеседник выступил против публикации его комментария, но ввиду того, что тема носит остросоциальный характер, редакция все-таки приводит выдержки из беседы с представителем вуза. Любопытно также, что на федеральном уровне сейчас рассматривается инициатива, которая, по задумке авторов, позволит легально убивать бродячих животных за пределами населенных пунктов. Однако в Госдуме уже заявили, что у нее нет шансов на одобрение.

Законопроект о волкособах впервые рассмотрят на сессии в АКЗС 26 января. В пояснительной записке нет даже приблизительных данных о численности таких гибридов в регионе, но при этом указано, что они ежегодно якобы наносят ущерб охотничьему фонду Алтайского края в размере не менее 4,8 млн рублей в связи с истреблением косуль. Парламентарии предлагают отнести гибридов волков и собак к охотничьим ресурсам, разрешив их отстрел. «До 2013 года, согласно Правилам охоты, регулированию численности в течение круглого года подлежали волк, шакал, серая ворона, а также бродячие беспородные собаки. После отмены данных правил на территориях охотничьих угодий Алтайского края стали формироваться колонии одичавших собак, которые впоследствии скрестились с волками. Они наносят ущерб как сельскохозяйственным животным в личных подсобных хозяйствах, так и диким животным в охотничьих угодьях», — аргументируют народные избранники.

Слабая база законопроекта и отставание Алтайского края в решении проблемы бездомных животных подтолкнуло наблюдателей к мысли о «широких» целях депутатской инициативы. Заместитель аграрного комитета АКЗС Вячеслав Лаптев по сути подтвердил их подозрения. «Мы ориентируемся, прежде всего, на просьбы снизу, от населения и глав муниципалитетов. <…> Как бы ни было жалко животных, но сначала мы должны думать о людях, о детях, которых они кусают», – заявил депутат, комментируя законопроект. О случаях укусов людей волкособами в крае не сообщалось и можно предположить, что если бы они были, то именно эти факты авторы законопроекта включили бы в обоснование. Лаптев полагает, что большинство его коллег проголосуют «за».

Собеседники «Банкфакса» на местах подтвердили редакции, что в муниципалитетах с нетерпением ждут принятия законопроекта. Некоторые представители власти ожидают, что после вступления его в силу смогут окончательно решить проблему бродячих собак, к примеру, вывозя их за пределы населенных пунктов и там отстреливая.

Как объяснил ИА «Банкфакс» профессор кафедры зоологии и физиологии Института биологии и биотехнологии АГУ, доктор биологических наук Сергей Снигирев, его помощь разработчикам законопроекта о волкособах заключалась в подготовке доклада о причинах гибридизации волков с собаками. По словам ученого, она возникает при деструкции (разрушении) популяции волков. В Алтайском крае, по его мнению, у этих хищников «нет необходимости гибридизироваться — кормовая база достаточная, поголовье есть», иными словами, с популяцией волков все в порядке. Согласно данным Минприроды Алтайского края, опубликованным на сайте ведомства, численность волков на территории региона по результатам зимнего маршрутного учета в 2022 году составляла 331 особь. За последние 22 года максимум волков в Алтайском крае насчитывался в 2019 году (683 особи), а минимум – в 2010-ом (97). Обычно же их число варьируется в районе от 150 до 300 особей.

Таким образом, по предположению Снигирева, волкособов в регионе «ничтожное число» — точными цифрами он не владеет. Как он указал, они наносят гораздо меньший ущерб охотничьим ресурсам, чем обычные бродячие собаки. «Основной ущерб, и немалый, наряду с волками наносят бродячие собаки. Поэтому вторым пунктом я предложил отнести к охотничьим ресурсам домашних собак кроме охотничьих пород, находящихся в границах охотничьих угодий. Ведь собака может потеряться, далеко отойти от владельца. А бродячие собаки должны уничтожаться. За рубежом так делают, потому что это экологическое излишество. Они наносят ущерб: зайчат и косулят давят. Я предложил, они — законодатели: «Ой, не надо. Иначе об этом прослышат зоозащитники. Будет скандал». Везде лезут зоозащитники. Понятно, почему они лезут. Потому что рынок зооуслуг – миллиарды долларов. Все это лоббируется, проплачивается. А мы на это глаза закрываем, лишь бы не противоречить федеральному центру. <…> Происходящее называется воинствующим невежеством. Я вижу полную беззубость и беспринципность властей, о чем уже не первый год говорю. <…> Вся практика организации охотничьего хозяйства за рубежом — их надо уничтожать – бродячих собак и кошек. «Ой, ой, ой, Сергей Иванович, что скажут зоозащитники?» Да не надо оглядываться на мнение воинствующих зоозащитников, а зоозащитники должны прислушиваться к мнению ученых», — уверен представитель АГУ.

Дополнительно Сергей Снигирев сообщил, что одна из политических партий пригласила его поучаствовать в разработке проекта нового федерального закона об ответственном обращении с животными, которым они хотят заменить ныне действующий. В его основе он видит борьбу с причиной появления бездомных собак на улицах — через налогообложение и наказание нерадивых владельцев. Законопроект о волкособах Снигирев называет уже борьбой со следствием.

Кроме того, Сергей Снигирев в беседе с ИА «Банкфакс» объяснил, как можно идентифицировать волкособов. По его словам, они отличаются внешним видом – окрасом, положением хвоста, формой черепа и т.д. Но вопрос идентификации, как видно из контекста, вряд ли будет актуален в Алтайском крае. Нет сведений и о порядке действий в случае, если кто-то застрелил собаку, а не гибрид. Велика вероятность, что волкособами будут называть всех бродячих псов, попавшихся охотникам за пределами населенных пунктов. Размещенные же на ряде научных порталов фото гибридов дают основания считать, что их все же легко можно спутать и с волками, и с собаками, в основном — овчарками. К слову, генетическая разница волков и собак составляет менее 1 %. В последние годы преобладает точка зрения, относящая волков и собак к одному виду — собака является подвидом волка. В ее поддержку выдвигают аргумент о способности волков и собак давать плодовитое потомство.

Примечательно, что зоозащитники пока не выступили с протестом против законодательной инициативы депутатов АКЗС. Как сообщила ИА «Банкфакс» заместитель председателя Барнаульской городской общественной организации «Ласка», руководитель одноименного приюта Софья Куликова, она даже подробно не изучала законопроект о волкособах, будучи уверенной, что он заведомо провальный. Однако, по сведениям редакции, это не так, и многие народные избранники готовы его поддержать. Те сведения о гибридах, которые все-таки дошли до Куликовой, например, информация о ежегодном ущербе в размере не менее 4,8 млн рублей в связи с истреблением косуль, вызвали у нее улыбку. «Откуда взята эта статистика? Если нашли растерзанную косулю, как они определили, что на нее напал волк, собака или волкособ? Это за уши притянутый бред, ерунда какая-то», — заявила она. Решение проблемы бродячих собак замруководителя приюта видит в другом. «Я им сколько раз говорила: если вы за безопасность жителей выступаете, чтобы никто никого не кусал, то собаки не должны появляться на улицах. А если они постоянно появляются, то риск всегда остается. Чтобы обезопасить жителей, нужно бороться не с собаками, а с их бездомностью. До этого их убивали. И что? Не было животных и не было покусов?» — недоумевает Куликова. Таким образом, ее позиция скорее сводится к созданию полноценных мест длительного размещения, поиску новых владельцев и строгому отношению к хозяевам, которые отпускают животное на улицу.

Представитель «Ласки» привела другую статистику, которую ей тоже приходилось слышать от властей. Она свидетельствует об улучшении ситуации с собаками в Алтайском крае. «Ветеринарное управление по собакам: в 2021 году у них 11 тысяч бездомных собак было по краю, 2022 – 5,9 тысяч. Прокуратура по покусам: 65 покусов за 2021 год, 45 покусов за 2022 год. Это было на заседании при АКЗС в декабре прошлого года. Как раз там Серов присутствовал (Сергей Серов, председатель аграрного комитета АКЗС, докладчик по законопроекту о волкособах — прим. ред. ИА «Банкфакс») и обещал принять до марта какой-то подзаконный акт, который должен наказывать хозяев собак за самовыгул. У нас почти все проблемные истории связаны с хозяйскими собаками. Вот наша статистика: за прошлую неделю мы отловили 15 собак, и за пятерыми уже приехали хозяева, а остальные явно тоже хозяйские, потому что они либо в ошейниках, либо у них след от ошейника. Очевидно бездомных из отловленных – три. Поэтому я говорю: уже примите какие-то подзаконные акты и начните работать. С лета прошлого года вступили поправки в федеральный закон «Об ответственном обращении с животными», которые дали субъектам право принимать подзаконные акты и контролировать выполнение закона. Многие регионы приняли у себя правила содержания животных и штрафы за их несоблюдение», — посетовала на бездействие алтайских законодателей Софья Куликова.

Поправки в федеральный закон «Об ответственном обращении с животными», которыми органы государственной власти субъектов вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию домашних животных, в том числе к их выгулу, и вводить наказание за несоблюдение требований, действуют с середины июля 2022 года. Однако по сей день в Алтайском крае не приняли правовой акт по самовыгулу. Опять же, встают вопросы по его реализации в регионе – как будут следить за соблюдением требований. Еще до вступления в силу первой версии федерального закона (1 января 2020 года) в Алтайском крае действовал местный закон «О содержании и защите домашних животных», запрещавший оставлять собак на улице без присмотра. Его нарушители могли быть наказаны в рамках региональной нормы: штраф для граждан составлял от 500 до 3000 рублей, для юридических лиц — от 5000 до 10 000 рублей. Но наличие требований и наказания слабо влияло на историю с самовыгулом в крае.

Сейчас в Алтайском крае власти «решают» проблему засилья бездомных собак на улицах сел и городов только путем стерилизации: по контрактам с муниципалитетами частные организации стерилизуют зверей, вакцинируют, лечат, маркируют, а потом возвращают на прежние места обитания.

В регионе нет ни одного государственного приюта или постоянных мест в частных, где можно было бы оставлять отловленных собак до естественной смерти, хотя соответствующая норма имеется в федеральном законодательстве. Пионером в этой сфере может стать Барнаул: администрация города рассматривает возможность увеличения мощности приюта «Ласка» на 400 мест, чтобы навсегда поселить в нем некоторых отловленных бродячих собак.

Согласно бюджету Алтайского края на 2023 год, на отлов и содержание животных без владельцев предусмотрено чуть менее 25 млн рублей, тогда как в 2022 году — около 20 млн рублей, в 2021 — около 16 млн рублей. Как видно по отчетам прокуратуры и приюта «Ласка», эти траты помогли сдвинуть проблему с мертвой точки. При этом, для сравнения, на информационное освещение деятельности органов власти запланировано 62,8 млн рублей, на раздел СМИ — 236,5 млн рублей.

Отметим, что законопроект в АКЗС предлагается принять сразу в двух чтениях. Между тем в Госдуму в конце 2022 года поступил законопроект курултая Башкортостана, которым предлагается отстреливать животных без владельцев за пределами населенных пунктов. В пояснительной записке на сайте ГД прямо делается акцент на бродячих собаках. По оценке авторов законопроекта, за пределами населенных пунктов живет значительное количество бездомных животных. Они концентрируются в местах обитания диких животных, уничтожая кладки и птенцов птиц, диких животных. «Вне границ жилой застройки животные без владельцев становятся хищниками и мощными конкурентами по отношению к диким видам», — говорится в пояснительной записке. Действующее законодательство, предусматривающее отлов, стерилизацию, вакцинацию и выпуск в прежнюю среду обитания животных без владельцев, не в состоянии исправить ситуацию, считают авторы. Положительные отзывы на инициативу оставили региональные парламенты Алтайского края, Госсовет Республики Коми, парламент Кабардино-Балкарии. Однако это федеральный законопроект, который еще даже не прошел первое чтение. Не исключено, что в АКЗС решили сыграть на опережение.

Также «Российская газета» пишет, что Госдума не поддержит внесенный депутатами Башкирии законопроект о бездомных собаках, которых предлагается разрешить отстреливать за пределами населенных пунктов. «Никаких перспектив у подобных инициатив не существует. Позиция Госдумы, нашего комитета, моя личная, как депутата Госдумы, что у таких инициатив шансов нет», — рассказал первый зампред Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов. По его словам, сейчас на законодательном уровне в приютах запрещена эвтаназия, и это не планируется менять. Отстрел не решал и не решит проблему бездомности собак, это доказано многолетней практикой, считает глава центра реабилитации бездомных животных «Республика Друг» Игорь Молоков. «Следует признать новизну подхода: вместо не прошедшей «гуманной эвтаназии» предлагается регулировать численность одичавших собак, которые сбиваются в дикие стаи в дикой среде обитания. Так поясняет законотворец в прессе. А мы прочтем законопроект и увидим, что предлагается совсем другое: как только животное без владельца покинет пределы населенного пункта — его можно застрелить», — приводит «Российская газета» слова Молокова.

Упомянутая Молоковым инициатива о «гуманной эвтаназии» также вышла из АКЗС. Весной 2022 года депутаты предлагали «альтернативу» приютам — они хотели смягчить основания для умерщвления животных и обращались с соответствующей инициативой в Госдуму. Среди перечисленных ими причин для убийства — если собаке не найден новый владелец в течение шести месяцев с момента поступления в приют; если она проявляет немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека (это определяют специалисты в области ветеринарии совместно с кинологом и зоопсихологом); проявление у нее клинических признаков бешенства в течение 10 дней с момента поступления в приют. Также убивать, по идее АКЗС, можно в случае необходимой обороны либо состояния крайней необходимости при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица. Законодательная инициатива АКЗС была отвергнута на вышестоящем уровне.

Отметим, что по данным редакции, о «волкособачьем» законопроекте АКЗС уже сообщили Владимиру Бурматову, известному своей позицией в защиту животных. Комментируя прошлый законопроект АКЗС, он с иронией высказал опасение, что если депутаты обратят свое внимание, к примеру, на сирот и стариков, то и тех признают охотничьим ресурсом.

Добавить комментарий

Translate » Перевод