Найхинским нанайцам запретили ловить рыбу на своих традиционных местах лова в селе Найхин, чтобы в этом месте могли ловить на спиннинг вымышленные туристы, которые, к слову, никогда сюда на рыбалку не ездят — далековато от Хабаровска, сообщает портал DVHAB.ru со ссылкой на Любовь Одзял.
Места вылова и постановки орудий лова осенней кеты в Амуре и его притоках для осуществления традиционного рыболовства определила краевая комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб. С теми, для кого собственно они предназначены, или с их уполномоченными представителями, никто не советовался. В итоге обнаружилось, что добыть кету в утвержденных локациях не просто тяжело – практически невозможно.
— Даже если бы мнение коренных народов спрашивали, работа по определению мест должна проводиться очень ответственно и кропотливо, причем задолго до начала лососевой путины, а не поспешно, прямо во время нее, когда дорог каждый день на реке. Здесь же все решено поспешно, без учета реальной гидрологической обстановки и специфики промысла на Амуре. Например, для полноценного сплава требуется не менее часа, за это время лодку течением сносит на 4-5 километров, то есть каждое место должно быть протяженностью не менее этого расстояния, а некоторые отведенные комиссией места составляют всего 500 метров, — рассказала Любовь Одзял, президент АКМНС Хабаровского края.
Одзял сообщила, как обстоят дела в пострадавших от произвола упомянутой комиссии населенных пунктах. Так, жителям Тахты предложили ловить кету на участках, ближайшие из которых находятся за десятки километров от села. В поселке Кальма местным велено ловить кету на косах и мелях. В Синде выделили места, на которых сроду никто не рыбачил, потому что кеты там никогда не водилось, а возможности ловить ее в протоке Малая Владимирская, где они делали это всю жизнь, лишили.
— Жителям Лидоги также отказали в исконном месте лова, протоке Ченка, под надуманным смехотворным предлогом: оказывается, на этой протоке начинается «анюйская борозда» (струя, по которой рыба якобы концентрированно идет на нерест в Анюй, но официально такого понятия не существует. – Прим. авт.). Вот только лидогинцам, которые из-за чьего-то скудоумия останутся без рыбы, совсем не до смеха. Логика комиссии потрясающая: если на каких-то участках водится рыба, то для аборигенов их выделять нельзя, на заседаниях типичны циничные, пренебрежительные высказывания в стиле «обойдутся», — рассказывает президент АКМНС.
Самое вопиющее решение комиссии, как считают представители коренных народов Амура, – это запрет на рыбалку в Найхинской протоке в границах одноименного села. Здесь предлог даже смешнее, чем в Лидоге: по словам Одзял, руководитель Амурского территориального управления Росрыболовства Дмитрий Крылов заявил, что в протоке определены места для ловли кеты на удочку и спиннинг (!), и нанайцы будут мешать этим рыбакам-спортсменам своими сетями. Ну или рыбачьте в протоке сами, пожалуйста, но только с удилищем.
— Места подобного лова осенней кеты в Амуре – это полный абсурд, причем внесенный в правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Такие нормы неприемлемы для Амура, здесь никто не добывает и не будет добывать осеннюю кету удочками, данные территории приняты в качестве издевательства над людьми. Деревенская тонь, по которой сплавляются от Даерги до Найхина, всегда служила пристанищем для тех сельчан, кто не может далеко ездить по состоянию здоровья, там ловят наши старики, инвалиды, немощные, и сейчас их выгнали с реки, предлагая ловить лосося удочками! – негодуют местные жители.
По большому счету сам факт определения мест рыбалки для коренных народов является незаконным, считает их уполномоченный представитель. В администрацию президента направлено соответствующее коллективное обращение жителей сел края. Люди считают, что происходит явный геноцид КМНС, и дело не только в рыбалке.
— В правила рыболовства для Дальнего Востока, помимо прочего, внесен новый пункт, согласно которому анадромная комиссия «утверждает места традиционного проживания КМНС». То есть теперь она главнее правительства России, и решает, где нам жить? Что еще нам готовят? Может, анадромная комиссия будет решать, сколько нам жить, сколько рожать детей, можно ли нам есть рыбу? Просим разобраться с деятельностью данного органа и максимально ограничить его полномочия в отношении представителей коренных малочисленных народов Севера, обсудить данный вопрос на самом высшем уровне, — написали Путину аборигены Хабаровского края.
Авторы обращения требуют прекратить незаконные действия со стороны комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб в Хабаровском крае в отношении коренных народов, осуществляющих лов сплавными сетями, остановить бесконечный ввод немыслимых запретов и ограничений для КМНС. А также вернуть президента Ассоциации Любовь Одзял в состав комиссий, откуда ее вероломно исключили.
Напомним, вместо того чтобы пропустить «остатки» осеннего лосося вверх по реке, рыболовецким предприятиям Хабаровского края увеличили объемы вылова. Это означает, что путину закроют в самое ближайшее время, в том числе и любительский, и традиционный лов, вследствие чего аборигены не смогут добыть себе положенные им нормы рыбы.
Светлана Шерстобитова, новости Хабаровска на DVHAB.ru