Воркутинской школе-интернату для детей оленеводов исполняется 25 лет
Дети изучают три языка: ненецкий, русский и английский. Умеют не только считать, но и способны быстро решить математические задачи по возрасту. Рисуют, лепят, занимаются спортом, танцуют и поют, участвуют в конкурсах и городских праздниках. В интернате уверены: их воспитанники покидают школу, адаптированными к жизни в тундре и городе и полностью готовыми в получению среднего образования.
«Вклад коллектива школы-интерната в подготовку к самостоятельной жизни нескольких поколений ненцев огромен, — рассказала сенатор от Республики Коми Елена Шумилова, — Выпускники действительно, имеют выбор — вернуться к традиционному образу жизни или получить профессию, и вернуться специалистами. Базовая подготовка, которую они получают в школе-интернате, позволяет рассчитывать на хорошие баллы при поступлении в ряд учебных заведений…»
В середине 1990-ых страна, а вместе с ней ее жители находились на грани выживания. Особенно тяжело пришлось незащищенным слоям населения, в том числе коренным жителям тундры: положение было настолько шаткое, что в какой-то момент нелюдимые и немногословные оленеводы-кочевники обратились за помощью к городу.
Первыми на зов откликнулись власти поселка Советский. Через него пролегала одна из главных дорог, по которой оленьим упряжкам было проще всего добраться от Уральских гор до центра города.
Мэрия Воркуты и депутаты городского совета инициировали создание первого в республике заполярного специализированного санаторного интерната для детей тундровиков. Главной задачей на первых порах было спасти их от голода и болезней.
Смотреть видеосюжет
В первую круглосуточную группу на базе поселкового детского сада попали 13 ненецких детей от шести до 12-ти лет, позже к ним присоединились еще столько же воспитанников. Первых подопечных интерната одевали всем миром. Специализированных педагогических материалов еще не было. Со временем жизнь маленьких оленеводов в городских условиях наладилась.
В первый же год в арсенале учителей появились специальные учебники, а для детей открыли различные кружки по интересам. В интернате начал работать и принимать маленьких пациентов медицинский блок. До сих пор заболевания, не требующие госпитализации, лечат в интернате. Больше всего малышам нравятся физиопроцедуры и массаж. С самого открытия профилактике болезней здесь уделяют особое внимание.
Учебная программа также изначально выстраивалась с учетом традиций и жизни в тундре. Например, счет дети изучают с помощью фигурок оленей, которые зачастую делают сами на творческих занятиях. Много внимания уделяется изучению родного языка.
Преподаватель ненецкого языка Евгения Котельникова никогда не планировала стать специалистом по этому предмету. В интернат педагог устроилась 20 лет назад и занималась психологической адаптацией детей. Но со временем пришел интерес к изучению языка, на котором говорят ее воспитанники.
Серьезных успехов маленькие оленеводы добиваются во многих дисциплинах. В силу многовекового тундрового быта в юных ненцах от рождения заложены терпение, усердие и внимательность. Если эти качества начать вовремя развивать, говорят педагоги, ученики обязательно покажут отличные результаты.
Преподаватель Светлана Армашенко рассказала о достижениях своих подопечных: каллиграфическое написание и грамотное изложение и, как следствие, — высокие оценки.
Пять лет назад интернат переехал из Советского в поселок Воргашор. Школе выделили большое здание, в котором свободно размещаются до 60-ти воспитанников от трех до 11-ти лет. Все дети поделены на три большие родственные группы. Такой подход имитирует для детей привычный семейный уклад жизни и гарантирует отсутствие серьезных конфликтов.
Течение жизни маленьких кочевников кардинально поменяло русло четверть века назад. Некогда закрытые от внешнего мира первые воспитанники сегодня спокойно доверяют воркутинским педагогам самое ценное, что есть в их жизни — детей.
Несмотря на то, что в целом образ жизни оленеводов-кочевников остается общинно-родовым, прогресс и неравнодушие воркутинцев свое дело сделали — у молодых представителей коренных народов теперь есть выбор: получив нужную профессию, продолжить дело предков в тундре или строить свою жизнь в городе по правилам и со всеми благами современного общества.
Мария Майер «КомиИнформ»