Вот они — чалдоны начала ХХ века

В “Этимологическом словаре русских диалектов Сибири” исследователь А.Е.Аникин предлагает свою версию происхождения названия чалдонов. Он обращает внимание на то, что это могло быть “ругательное слово для коренного сибиряка, обозначающее глупого человека”

Как ни странно, многие современные исследователи склоняются именно к такой гипотезе. В Омской и Курганской областях есть очень распространенный глагол «долдонить» или «чолдонить» это обозначает «нудно и косноязычно, утомительно что-то объяснять на местном диалекте». А этот самый местный диалект содержит характерное чоканье, оканье и игнорирование мягких согласных на конце глаголов. Например: «Клавка-от наша, ничо не понимат, а долдонит своё и долдонит. И долдонит и долдонит. Никаво – бестолкова девка-от.» Такой монотонный диалог в комплексе с необычной скупой моторикой лицевых мышц во время речи, запросто мог рассмешить выходца из европейской России.

А вот поморы начала ХХ века — сравните

Зная любовь русских к забавным прозвищам, которые запросто превращались в 18-19 веке в фамилии, нетрудно поверить, что новые волны переселенцев, столкнувшиеся в Сибири с местным русским населением смешно говорившем на понятном русском языке, могли прозвать старожилов и долдонами и чалдонами. А чем смешнее прозвище, тем оно лучше прилипает.

Чалдонами до сих пор называют себя несколько десятков тысяч русских. Они расселены по всей Сибири до самого Якутска, но более крупные чалдонские села, больше чалдонских словечек и традиций сохранилось в Западной Сибири – между реками Тобол и Томь, а также в тайге по всему ХМАО и даже немного на Ямале.

Такое ощущение, что самые чалдонистые чалдоны сохранились сразу за Уралом, а дальше они становятся все «разбавленнее»… Это имеет свое объяснение. Уходящие в Сибирь русские не освоили её за год. Скорее всего постепенное продвижение русских на территорию, густо заселенную местными народами, продолжалось с 14 по 18 век и чем восточнее, тем быстрее их нагоняла собственно русская власть и официальные переселенцы. Но шла власть по главным магистральным путям – стремясь забраться подальше на восток, туда где больше ценного меха, зверя, рыбы. А самые первые чалдоны так и продолжали жить южнее и севернее главных потоков переселенцев – на границе со степью или в Югорской тайге. Там и сохранили свою уникальную культуру, переняв у местных народов технологии рыбалки и охоты, принеся им новые способы организации промысла, артельную психологию, которая сильно изменила быт коренных народов, еще только выходивших из матриархата.

Если посмотреть на лица чалдонов Западной и Южной Сибири, то первое что приходит в голову, что перед нами группы поморов. Фенотип поморов исследован довольно хорошо и есть усредненное описание – длинные ноги, широкие плечи, массивные руки и грудь, очень круглое лицо при мелких чертах. Дубленая кожа на лице, небольшие глаза. Поморы являются потомками не только новгородцев-словен, но и чуди, коми, карелы. Новгородцы с 13 века торговали с Югрой и неудивительно, что в периоды нападений вятских или московских войск они могли подниматься целыми селами и иммигрировать «за Камень» на ПМЖ.

Сегодня, под воздействием литературного русского языка из телевизоров и сети Интернет, чалдонский говор исчезает сам по себе, новые поколения забывают о своих корнях и растворяются в суперэтносе «российский народ». Это ни хорошо и ни плохо. Это соответствует законам развития общества. Но там, где еще ведут традиционный образ жизни таёжники или тундровики, считающие себя не русскими, а чалдонами, можно услышать русскую речь, какой она возможно была до Ивана Грозного и Петра Великого. Это нужно ценить, я считаю.

С этнографическим приветом, Блогер Капитан Арктика

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод