Для проектов в Арктической зоне Российской федерации, которые используют механизм государственно-частного партнерства, может быть разработана отдельная система преференций. Об этом заявил заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков на заседании дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики «ГЧП в развитии Арктики», которое прошло в Москве
По словам Александра Крутикова, система преференций для арктического бизнеса разрабатывается с учетом дальневосточного опыта. Налоговые льготы и неналоговые преференции привязали к разным типам проектов. В качестве примера он рассказал о механизме точечного субсидирования тарифов для замещения неэффективной дизельной генерации, который сейчас разрабатывается для Дальнего Востока и Арктики. По подсчетам Минвостокразвития, при использовании ГЧП в области совмещенной генерации субсидии позволят бизнесу окупаться на 80% территорий в течение 10 лет. “Это пример того, как преференция работает исходя именно из того риска, который мешает инвесторам заходить” — сказал заместитель министра.
Он отметил отсутствие практических навыков в сфере разработки проектов ГЧП, в первую очередь на муниципальном и региональном уровнях, и возможность создания федерального центра соответствующих компетенций в Арктике. «Я более чем уверен, что небольшой команды хватит, чтобы оказывать регионам квалифицированную помощь. Мы не поддержим финансовое участие государства в предпроектной стадии — это задача бизнеса. А вот обучать — это задача государства. Оно также могло бы взять на себя подготовку неких типовых проектных решений» — сказал Александр Крутиков.
Он также пояснил, что Минвостокразвития считает первоочередной поддержку предприятий на тех арктических территориях, где происходит отток населения, а объекты социальной инфраструктуры — это следующий шаг. «Нет работы — даже прекрасная социальная инфраструктура не удержит человека» — прокомментировал заместитель министра.
Перспективным инструментом ГЧП является контракт жизненного цикла, рассказал координатор Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики Александр Воротников, который выступил модератором мероприятия. «Суть его в том, что подрядчик проектирует и строит объект за собственные средства, а государство начинает ему платить только с момента сдачи объекта в эксплуатацию. Оплата происходит в течение срока жизни объекта — от 20 до 40 лет. Государственный заказчик платит не за сам объект, а за его бесперебойное функционирование, следуя условию «нет сервиса — нет оплаты». Таким образом, предметом контракта является не сам объект, а сервис» — сказал он.
Справка
“Дискуссионный клуб” — одна из программ экспертного центра «ПОРА». Проектный офис развития Арктики — общероссийская площадка для коммуникации государственных, общественных и коммерческих организаций, заинтересованных в устойчивом развитии Арктики. Экспертный центр “ПОРА” создан для привлечения внимания к социальным, экономическим и экологическим аспектам жизнедеятельности человека на севере России.
Сайт экспертного центра: www.porarctic.ru