Услышит ли наше Правительство и поймет ли как руководство к действиям четкий сигнал президента, назвавшего во вторник, 12 сентября, миграцию темой, чувствительной для россиян, связанной напрямую не только с экономикой, но и с социальной сферой, с ростом раздражения из-за миграционного притока?
Этот вопрос будет оставаться риторическим до тех пор, пока россияне не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Красноярске, Казани, Перми, Екатеринбурге, других городах страны не увидят конкретных шагов по регулированию миграционных потоков.
«Не раз обозначал реперные точки в миграционной сфере, часть из которых назвал вчера президент, — рассказал в интервью «Парламентской газете» председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, первый заместитель руководителя фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ»
«… Первое. Уверен, что в условиях роста числа желающих приехать в Россию работать, учиться и жить, требования к таким людям должны быть высокими, а соблюдение этих требований неукоснительным, обеспеченным надзором и неотвратимым наказанием за все возможные коррупционные проявления в регистрации и учете иностранцев.
От заботы о количестве фокус внимания управленцев должен сместиться в сторону качества трудовых ресурсов.
Вопрос о необходимом числе мигрантов должен решаться только после того, как мы обеспечим создание реальной системы отбора трудовых ресурсов. В Россию должны приезжать не все подряд и не все желающие «поживиться» от пребывания в стране, а только те, кого на четких условиях готово принять наше государство.
Второе. Обучать языку, правилам, истории и нормам российского законодательства надо в странах, откуда идет основной поток трудовых мигрантов. Дискуссии о послаблениях в этих вопросах должны быть прекращены. Знание русского языка самое первое и оно же самое минимальное условие для ведения трудовой деятельности в России.
Следующее. Трудовая миграция призвана удовлетворять потребности экономики, а не ее теневого сектора. Ответственность работодателей следует ужесточить, а не просто формально прописать в законе. Именно поэтому должно быть четкое понимание: каких конкретных специалистов и в каком количестве мы приглашаем? Не надо обманывать самих себя и говорить, что сегодня такое понимание мы имеем.
Четвертое. Что делать с уже сформированными анклавами или гетто, как назвал их президент? Во-первых, эту проблему надо признать, а затем искать в том числе законодательные инструменты для борьбы с правонарушениями в регистрации иностранцев по месту пребывания, с этнической преступностью и, наконец, коррупцией. Уже предлагал и настаиваю на ведении реестра этнических гетто и анклавов.
И последнее, но не по значимости. Настало время перевести миграционную политику из спонтанности и ситуативности на рельсы системности и последовательности. Отвечает ли этим качествам нормативно-правовая база сегодня, а ресурсные или административные возможности государства? Пока на эти вопросы сложно ответить утвердительно…»