В Госдуме предложили принять решение о продлении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Действующая Концепция рассчитана до 2025 года. В ходе ее реализации удалось ликвидировать ряд проблем, однако многие вопросы по-прежнему остаются нерешенными
Согласно статистике Федерального агентства по делам национальностей, более 60% обращений, поступающих в ФАДН, касаются проблем КМНС. Для сравнения, жалобы относительно национальной политики и межнациональных отношений составляют всего 9% от общего числа, а проблемы миграционной политики — 4%.
«Такие высокие проценты обусловлены, недостаточной работой общественных организаций и всех уровней власти по информированию коренного малочисленного населения,» — считают некоторые участники круглого стола в Государственной Думе (смотреть видео).
Как отметил Председатель Комитета по делам национальностей Геннадий Семигин, власти также не должны обходить вниманием вопросы сохранения культуры, языка и развития экономического потенциала этих территорий.
— Важно указать не просто на то, что сделано, но выделить конкретные проблемы. Не надо стесняться проблем, их надо последовательно перечислять. И не надо беспокоиться о том, что по некоторым острым проблемам мы еще не можем предложить окончательных рекомендаций, а предлагаем совместно над ними думать, — отметил Семигин.
Он призвал внимательно подойти к рассмотрению законопроектов о традиционной рыбалке и охоте коренных малочисленных народов, старательской деятельности. Последний, связанный с деятельностью по поиску и извлечению драгоценных металлов, вызывает наибольшее количество вопросов.
Руководитель Центра арктических и сибирских исследований Социологического Института — филиала ФНИСЦ РАН Вероника Симонова выступила с докладом, в котором представила проект экспедиции «Арктика-Восток-77», направленной на изучение ряда ключевых проблемных точек, упомянутых в рамках круглого стола. Любые технологические или экономические нововведения, по мнению ученого, неизбежно разнопланово сказываются на этноэкономических институтах и традиционной хозяйственной деятельности КМНС.
«Вспомним, 1960-е годы, когда снегоход не только облегчил оленеводство как вид трудовой деятельности, но и навсегда изменил тонкие отношения человека и оленя, изменил подходы и связи внутри этнокультурных групп и традиционных институтов. То же самое мы сейчас наблюдаем при внедрении интернет-технологий. Это пока неизвестный еще до конца феномен, но его необходимо изучать, чтобы правильно поддержать локальные сообщества Арктики, Сибири и Дальнего Востока,» — сказала Вероника Витальевна.
Руководитель научного центра подчеркнула значимость изучения таких явлений как неформальные экономические связи, которые во многом, в сознании людей переплетаются с этноэкономическими традиционными институтами.
«Это тонкие вещи, не всегда очевидные, но если их игнорировать, то мы не сможем представлять эффективные программы развития традиционного хозяйства и промысла, они просто будут не восприняты или восприняты по-своему».
В заключении, в выступлении было отмечено, что именно социология и социальная антропология являются научными дисциплинами-посредниками, призвание которых в облегчении диалога между коренными малочисленными народами Севера и органами государственного управления.
Участники встречи обсудили пенсионное обеспечение и традиционные промыслы малых народов, в том числе рыболовство, оленеводство, морской зверобойный промысел, сбор дикорастущего сырья и другие.
По итогам обсуждения, Семигин предложил скорректировать проект рекомендаций круглого стола, который должен стать отправной точкой для отправной точкой в обновлении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Председатель Комитета по делам национальностей считает, что именно депутаты должны стать инициаторами продления документа.