1972 год. Я тогда работал преподавателем по классу баяна и директором Ловозерской детской музыкальной школы, а по совместительству — концертмейстером Ловозерского ансамбля песни и танца народов Севера

Руководил ансамблем прекрасный, талантливый музыкант, хормейстер, композитор Валентин Данилович Гуринов.

Уже немало было удивительных, прекрасных программ, с которыми мы выступали и на Мурманских областных собраниях и конференциях, на областном телевидении, на праздниках Северного Калотта, конечно, в своём Ловозерском районе. И — неожиданность — нас направляют в Москву! На Интервидение! Естественно, мы готовимся, переживаем, мучаемся в творческих поисках, работаем!

В марте 1972 года вместе с выдающимся академическим хором из г. Апатиты мы приехали в Москву. Нас расположили, если не изменяет память, в Останкинской гостинице.

А на следующий день — прослушивание наших певческих коллективов. В зрительном зале, примерно в пятом или шестом ряду, сидела женщина — режиссёр готовившейся программы для Интервидения. Первым показывал своё искусство академический хор из Апатитов. У них в репертуаре русская, зарубежная, советская классика: М. Глинка, П. Чайковский, В. Моцарт, Д. Верди, И. Дунаевский, Г. Свиридов, С. Прокофьев и другие композиторы. Мы, ловозерцы, наслаждались божественным звучанием двенадцатиголосной апатитской капеллы.

Через какое-то время заметили, что женщина-режиссёр всё более и более мрачнеет. Она остановила апатитцев, спросила: «Нет ли у вас чего-либо своего, северного?». Они начали исполнять композицию «Северная строительная». Режиссёр снова остановила их: «Нечто подобное есть и у москвичей — «Московская строительная». Апатитцы начали фантазию «Северная горная». И опять их остановили: «Сюда, на телевидение, из Алтая, из Карпат, Урала привозили подобное произведения. Ну, неужели у вас нет ничего своего северного, самобытного?»

У апатитцев специфического колоритного северного материала не было. Их в тот же день отправили назад, домой. Мы были напуганы: если даже выдающийся коллектив (!), многочисленный лауреат различных фестивалей, конкурсов даже всесоюзного уровня и… отправлен домой…

Наступил наш черёд. Мы исполнили чудесную северную песню «Заполярные вечера». Режиссёр прослушала её до конца. Сказала: «Красивая песня. Пойте её у себя, но у нас ведь есть «Подмосковные вечера». Она была очень огорчена.

Валентин Данилович Гуринов дал команду: «Нашу любимую, «Я по тундре еду!». Эта песня была фирменной композицией ловозерских певцов.

…Стремительное вступление, и хор задорно, с настроением запел:

«Эгей! Эгей! Эгей! Эгей!

Выйя шурр моджесь чарэ мильтэ,

Пугкля ведзес роваммесь.

Я миннэ, я миннэ, я мунн выйменнэ лавла.

Я мунн выйменнэ лавла.

Чоерта моджесь лавлэт пудзе лев тоавас!»

Женщина-режиссёр, в юбке, перескочив через несколько рядов, подбежала к сцене, глаза горят: «Вот-вот-вот! Это то, что нужно! А ещё у вас есть ваше собственное?».

А ещё у нас нашего собственного было много: «Спешит в Ловозеро оленевод», «Пыжик», «Пастух», «Саамская свадебная», «Танец оленеводов», «Саамская кадриль», «Лапландия — саамов колыбель», и другие. И всё с народными картинами, на саамском языке. И мы — в национальных костюмах.

Две недели шли репетиции, собиралась программа, затем — запись. И только тогда — довольные — мы вернулись домой!

А потом с гордостью смотрели себя по первому (единственному) каналу государственного телевидения!

Это было в 1972 году, весной…

Виктор МАТВЕЕВ,

концертмейстер Ловозерского ансамбля песни и танца народов Севера с 1968 по 1974 годы.

Фото из архива автора.

(«Ловозерская правда» № 7 от 25 февраля 2022 г.)

Добавить комментарий

Translate » Перевод