Вторжение дикого северного оленя на маршруты стад СХП «Чаунское» стало поводом для обсуждения вопросов миграции «дикаря» на Чукотке, которое состоялось в региональном Департаменте сельского хозяйства и продовольствия
Сегодня, по оценкам специалистов, на территории округа находятся от 100 до 200 тыс. голов, которые постоянно перемещаются и создают высокие риски отколов стад домашнего оленя. Маршруты движения «дикаря» не изучены, точная его численность неизвестна.
«В начале ноября пресс «дикаря» почувствовали на себе оленеводы второй бригады СХП «Чаунское». Около 5-6 тысяч голов дикого северного оленя неожиданно появились недалеко от совхозного стада. Возникла угроза откола, однако тундровики проявили бдительность. На небольшом появившемся в соцсетях ролике видно, как люди на снегоходах отгоняют непривычного к шуму техники «дикаря», — сообщает корреспондент чукотского портала «Красный Север» Екатерина Якунина.
Совещание в Департаменте проходило при участии специалистов АНО «Чукотский научный арктический центр». На нём отмечалось, что под пресс «дикаря» обычно попадают стада сельхозпредприятий Анадырского района («Марковский», «Имени Первого Ревкома Чукотки»), Билибинского района («Олой», «Островное» и «Озёрный»), а теперь и городского округа Певек («Чаунское»).
По словам директора СХП «Олой», Петра Каургина «дикарь» в этом году превратился в одну из значимых угроз.
– Осеннюю корализацию и забой мы провели в целом успешно, вот только с мая и по настоящее время нас беспокоит дикий олень. Частичные потери от уводов были в мае, августе, сентябре и ноябре в двух бригадах. По моим оценкам, сейчас большой поток «дикаря» идёт со стороны Марково и со стороны Билибино. В связи с этим мы предприняли меры по усилению бригад, и некоторые наши отпускники добровольно задержались в тундре, чтобы помочь тем, кто остаётся на зимовку, – сообщил Пётр Каургин.
Наличие стад «дикаря» подтвердила и директор СХП «Островное» Ольга Яковлева. Правда, по её данным, к настоящему времени часть популяции дикого северного оленя уже покинула пастбища предприятия и откочевала в соседнюю Якутию.
– Пресс дикого оленя сегодня стал одним из основных факторов снижения поголовья домашних оленей, – считает начальник производственного отдела окружного Управления сельского хозяйства Олег Ятынто. – В последние годы часть «дикаря» остаётся на зимовку на пастбищах Билибинского района, в близости от «Островного» и «Озёрного», другая часть поголовья мигрирует в Анадырский район, далее на Камчатку и Магаданскую область.
Как отметил Олег Петрович, наличие больших стад «дикаря» подрывает кормовую базу для домашних оленей, в результате чего возникает необходимость проводить геоботанические исследования для определения новых маршрутов. Кроме того, со стадами «дикаря» приходят хищники, которые травят и домашних оленей.
Из-за отколов потери сельхозпредприятий могут достигать 5 тысяч голов в год, и это при том, что сегодня поголовье домашнего оленя на Чукотке составляет всего 134 тысячи голов (для сравнения, в начале 1990-х годов в стадах сельхозпредприятий выпасалось около 458 тысяч).
Участники дискуссии признали, что «дикарь» к настоящему времени превратился в серьёзную угрозу для оленеводческой отрасли. В связи с этим главам Анадырского и Билибинского районов рекомендовали создать оперативные штабы, которые должны работать в периоды неконтролируемой массовой миграции дикого оленя, а также (совместно с Департаментом) организовать мониторинг численности и маршрутов движения «дикаря».
На данный момент первые шаги по отслеживанию перемещений дикого оленя уже сделаны. На одну из особей в Билибинском районе установили спутниковый ошейник компании СТЭК.КОМ модификации StecCollar 2.0. Ещё пять ошейников планируют надеть на «дикарей» до конца декабря.