19 октября в Совете Федерации была заслушана информация Министра сельского хозяйства Российской Федерации о реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации

Эксперт по продовольственной и технологической безопасности Роман Старовойтов сообщил изданию «Коммерсант-Дейли», доклад, в целом принят сенаторами, но ряд позиций вызвал их вопросы.

«Члены Совета Федерации отметили, что не в полной мере решены вопросы качественного улучшения и формирования здорового типа питания населения, повышения физической и экономической доступности безопасной, качественной пищевой продукции, в том числе органической, самообеспечения продовольственными товарами, предотвращения выбытия из оборота земель сельскохозяйственного назначения. Не удалось осуществить импортозамещение семян ряда важнейших видов сельскохозяйственных культур, племенной продукции, — сообщил эксперт.

Полный текст постановления по итогам доклада Минсельхоза приведен ниже:

Постановление

О реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации

19 октября 2022 г.

Заслушав информацию Министра сельского хозяйства Российской Федерации о реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны в долгосрочном периоде, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей социально-экономической политики и необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 20 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (далее – Доктрина). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 года № 1516-р утвержден план мероприятий (»дорожная карта») по реализации положений Доктрины.

В Доктрине определены национальные интересы государства в сфере продовольственной безопасности, предусматривающие в том числе повышение качества жизни российских граждан за счет достаточного продовольственного обеспечения, обеспечение населения качественной и безопасной пищевой продукцией, устойчивое развитие и модернизацию сельского и рыбного хозяйства и инфраструктуры внутреннего рынка, развитие племенного животноводства, селекции растений, семеноводства и аквакультуры (рыбоводства), предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование таких земель.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим развитие агропромышленного комплекса (далее – АПК) как основы обеспечения продовольственной безопасности, является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 (далее – Государственная программа).

Благодаря системным мерам государственной поддержки, предусмотренным этой программой, предприятия АПК демонстрируют значительные успехи по решению задачи обеспечения продовольственной безопасности. Российская Федерация в 2021 году достигла пороговых значений показателей продовольственной независимости по многим ключевым направлениям (по зерну, сахару, растительному маслу, мясу и мясопродуктам, рыбе и рыбопродуктам), однако еще предстоит обеспечить достижение указанных показателей по молоку и молокопродуктам, картофелю, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам, соли пищевой, семенам основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции.

Достижение пороговых значений показателей продовольственной независимости во многом позволило решить проблему снабжения страны сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием отечественного производства. Улучшилась также ситуация с безопасностью пищевых продуктов.

Вместе с тем не в полной мере решены вопросы качественного улучшения и формирования здорового типа питания населения, повышения физической и экономической доступности безопасной, качественной пищевой продукции, в том числе органической, самообеспечения продовольственными товарами, предотвращения выбытия из оборота земель сельскохозяйственного назначения. Не удалось осуществить импортозамещение семян ряда важнейших видов сельскохозяйственных культур, племенной продукции (материала).

В связи с этим в рамках реализации положений Доктрины необходимо разработать и выполнить ряд мероприятий, направленных на обеспечение продовольственной безопасности.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра сельского хозяйства Российской Федерации о реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации включить в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2022 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, а также в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на соответствующий период следующие проекты федеральных законов:

№ 193122–8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона „Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“;

№ 196023–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“;

№ 196025–8 «О внесении изменений в статью 331 Федерального закона „О сельскохозяйственной кооперации“.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) принять меры, направленные на ускорение достижения установленных Доктриной показателей продовольственной независимости;

2) рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований:

в 2022 году – на реализацию мероприятий Государственной программы;

при рассмотрении проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» – на реализацию мероприятий Государственной программы, государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696, и Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года № 731;

3) рассмотреть возможность разработки дополнительных мер, направленных:

на расширение доступа на рынки сбыта сельскохозяйственной продукции для малых форм хозяйствования;

на поддержку российских производителей оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности (в том числе фасовочного) в целях обеспечения его импортозамещения;

4) рассмотреть вопрос о сохранении действующего механизма обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями;

5) проработать вопросы:

об увеличении в рамках рассмотрения проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» бюджетных ассигнований до 15 млрд рублей ежегодно на предоставление субсидий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники»;

об увеличении объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на субсидирование российских лизинговых организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2020 года № 811 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники и (или) оборудования»;

о дополнительных мерах государственной поддержки, направленных на защиту российского рынка плодов и ягод от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

о предоставлении субсидии на возмещение затрат на приобретение оборудования для обязательной маркировки продукции средствами идентификации;

о дополнительных мерах государственной поддержки производства отдельных сортов мяса в Российской Федерации в целях защиты отечественных производителей от недобросовестной конкуренции, включая меры таможенно-тарифного регулирования, а также создание дополнительных государственных резервов;

о внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1528, в части пролонгации до 12 лет срока предоставления льготных инвестиционных кредитов на цели создания комплексов по промышленному производству культивируемых грибов;

о внесении изменений в Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2018 года № 1413, в части установления понятий «фруктохранилище», «овощехранилище» в соответствии с международными стандартами;

о дополнительных мерах по развитию транспортно-логистической инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса, в том числе о строительстве новых и модернизации существующих холодильных мощностей, об обновлении судоремонтных мощностей, а также о субсидировании тарифов на перевозку железнодорожным транспортом рыбной продукции из субъектов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в субъекты, входящие в состав Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов;

о возможности субсидирования затрат на строительство рефрижераторных контейнеров и локализации их производства на территории Российской Федерации.

4. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

1) ускорить доработку и внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О племенном животноводстве“, предусматривающего создание федеральной государственной информационно-аналитической системы племенных ресурсов;

2) проработать вопросы:

о распространении отдельных мер поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции;

о введении отдельных критериев для включения отечественных рыбоперерабатывающих предприятий, предприятий – производителей лекарственных средств для ветеринарного применения в перечень системообразующих организаций;

о включении рыбоперерабатывающих предприятий, не связанных с добычей (выловом) водных биологических ресурсов, в число получателей льготных кредитов;

о внесении изменений в приложение 8 к Государственной программе в части предоставления субсидий на закладку и уход за многолетними плодовыми насаждениями при условии их закладки посадочным материалом, произведенным в отечественных питомниках;

об увеличении объема закупочных интервенций зерна в целях стабилизации цен на рынке зерна и поддержания уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

об увеличении продолжительности прохождения практики студентами образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» с шести месяцев до одного года;

об организации взаимодействия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с субъектами Российской Федерации в целях реализации программы офсетных контрактов, в том числе в целях импортозамещения;

о дополнительных мерах таможенно-тарифного регулирования в целях поддержки производителей цветочной продукции;

о возмещении прямых понесенных затрат селекционно-генетических центров в животноводстве, а также о создании системы, обеспечивающей проведение геномной оценки и качественной селекции поголовья;

о предоставлении в рамках Государственной программы субсидий на возмещение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в АПК, связанных с участием в ярмарочных мероприятиях, включая логистические затраты, а также затраты на декларирование соответствия продукции, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, оплату труда работников – продавцов продовольственных товаров, нанимаемых для участия в ярмарочных мероприятиях;

об обеспечении своевременного утверждения всех разрабатываемых подпрограмм в сфере селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года № 996, и выделения в полном объеме бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию указанной программы и достижение ее целевых индикаторов;

3) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», федеральному государственному унитарному предприятию «Крымская железная дорога» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку сельскохозяйственной продукции, а также продукции для организации сельскохозяйственного производства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 года № 406, в части:

расширения номенклатуры товаров, доставляемых на территорию Дальневосточного федерального округа по льготным тарифам на перевозку железнодорожным транспортом, включив в нее продукты, производство которых в Дальневосточном федеральном округе не осуществляется или осуществляется в недостаточных для бесперебойного снабжения населения объемах (мука, крупы, масло растительное, яблоки и другие);

включения Красноярского края в число субъектов Российской Федерации, с железнодорожных станций которых осуществляется перевозка рапса в другие субъекты Российской Федерации по льготным тарифам на перевозку железнодорожным транспортом сельскохозяйственной продукции;

установления льготных тарифов на перевозку железнодорожным транспортом муки, круп и комбикормов, направляемых в субъекты Российской Федерации, входящие в состав Центрального и Северо-Западного федерального округов, с возможностью круглогодичного действия указанных тарифов;

4) проработать вопросы:

о предоставлении из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение кормов (кормовых компонентов) для молочного, мясного скотоводства и аквакультуры;

о проведении мероприятий по цифровизации АПК;

5) рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в части включения в число плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых в 2022 году допускается, контрольных мероприятий в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

6) рассмотреть возможность:

выделения межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополя на софинансирование расходных обязательств, возникающих при осуществлении компенсации операционных расходов организаций рыбохозяйственного комплекса города федерального значения Севастополя, осуществляющих добычу (вылов) водных биологических ресурсов и аквакультуру (товарное рыбоводство) в акватории Черного моря, в том числе на развитие промышленного рыболовства, рыбопереработку и аквакультуру (товарное рыбоводство);

проведения предварительного анализа влияния первого этапа реализации механизма инвестиционных квот, введенного федеральными законами от 3 июля 2016 года № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» и от 1 мая 2019 года № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов“ в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов», на финансово-экономическое состояние прибрежных субъектов Российской Федерации и обсуждения итогов проведенного анализа с союзами, ассоциациями, предприятиями, осуществляющими рыбохозяйственную деятельность, экспертным сообществом и представителями указанных субъектов Российской Федерации;

учета в проекте федерального закона № 173016–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов“ предложений прибрежных субъектов Российской Федерации в части исключения возможных рисков снижения налоговых и неналоговых доходов бюджетов, сокращения рабочих мест и прекращения осуществления добычи (вылова) водных биологических ресурсов субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими такую добычу (вылов) на настоящий момент;

применения альтернативных подходов к модернизации рыбной отрасли и повышению ее уровня доходности в части дополнительного увеличения ставок сбора за пользование отдельными видами водных биологических ресурсов и введения инвестиционного нормирования, предусматривающего экономически обоснованную величину капиталовложений в производственные фонды предприятий на единицу квоты водных биологических ресурсов, закрепленной по историческому принципу, вместо аукционного принципа распределения квот на инвестиционные цели;

проведения анализа обеспеченности внутреннего рынка рыбной продукцией и потребности в ней в целях представления в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информации об обеспечении населения в субъектах Российской Федерации рыбной продукцией по доступным ценам;

разработки мер по развитию и поддержке индустриальной аквакультуры на установках с замкнутой системой водоснабжения в целях увеличения производства товарной рыбы в условиях ускоренного импортозамещения.

5. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики рассмотреть возможность разработки дополнительных мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в части:

внесения изменений в Правила распределения между участниками внешнеторговой деятельности объемов тарифных квот в отношении пшеницы и меслина, ячменя, ржи и кукурузы, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, в соответствии с таможенной процедурой экспорта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 года № 2595, в части установления в отношении Дальневосточного федерального округа объема тарифной квоты на вывоз указанных зерновых культур, вывозимых в соответствии с таможенной процедурой экспорта, в размере не менее 50 процентов от произведенного урожая;

увеличения с 20 до 70 процентов размера возмещения части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию тепличных комплексов для производства овощей в защищенном грунте;

увеличения предельного размера стоимости работ на 1 гектар площади мелиорируемых земель, связанных с реализацией гидромелиоративных мероприятий, установленного приложением № 1 к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 августа 2021 года № 553, в 2 раза;

увеличения с 20 до 40 процентов размера возмещения части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию картофелехранилищ и овощехранилищ;

возмещения части затрат на доставку железнодорожным и автомобильным транспортом сырья (продуктов переработки зерна (муки), мясного сырья, сухого молока и овощного пюре (томатного, кабачкового, морковного и других) и упаковочных материалов для пищевых продуктов, предназначенных для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, из субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального и Северо-Западного федеральных округов.

6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) обеспечить своевременное доведение до сельскохозяйственных товаропроизводителей средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, выделенных в 2022 году на реализацию мероприятий Государственной программы;

2) активизировать работу по исполнению распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 208-р в части увеличения количества объектов малых форм торговли в целях расширения возможностей сбыта продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями и обеспечения максимальной доступности торговых точек для покупателей;

3) увеличить количество производственных объектов и иных мест, предназначенных для убоя животных, и создать необходимые условия для реализации животноводческой продукции личными подсобными хозяйствами, руководствуясь Ветеринарными правилами убоя животных и Ветеринарными правилами назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и продуктов убоя (промысла) животных, предназначенных для переработки и (или) реализации, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 апреля 2022 года № 269;

4) обеспечить участие в мероприятиях по вовлечению в оборот земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в рамках Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации;

5) активизировать работу по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, для сельскохозяйственного производства.

7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2023 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

8. Поручить Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию:

1) рассмотреть вопрос о проведении в период весенней сессии 2023 года выездного совещания «О результатах реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы» в Тюменской области;

2) проинформировать палату в период весенней сессии 2023 года о реализации настоящего постановления.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации

Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
19 октября 2022 года
№ 455-СФ

Добавить комментарий

Translate » Перевод