Камчатские представители коренного народа эвенов встретили свой национальный праздник Нургэнэк

Главные события разворачивались на стойбище Мэнэдэк.

«Старейшины провели обряды очищения, приношения даров духу огня «Улекич» и установили праздничный шест. А в полночь встретили наступление Нового года по календарю народа эвенов,» — сообщили в социальных сетях участники праздника.

подробнее о празднике:

Обряд встречи солнца и нового года — ньөлтин нан анҥамта аҥҥанив осуществлялся ранним июньским утром на специальном обрядовом поле — күүнтэклэ у двух священных деревьев — дьөөр һякатал һаттутнон, возле которых разжигались два ритуальных костра — дьөөр тов һаттун. Если не было деревьев, то втыкали в землю две срубленные молодые лиственницы.

По представлениям эвенов, эти два деревца и дэлбургэ означали небесные ворота — аап кууйалан ньөөтни (выход в небесную страну небожителей). Эти небесные ворота открывались только 22, 23, 24 июня, в день летнего солнцестояния. Расстояние между двумя деревьями и дэлбургэ зависело от количество семей; если было много семей, то дэлбургэ было длинным. В ритуале акцентировали восточное направление. Восток означал начало жизни и света на земле — төөррэ, так как с востока начинался день, двигалось по небосводу солнце. Между двух деревьев развешивали дэлбургэ — веревку, на которой были привязаны разноцветные лоскутки материи. Ко­личество их совпадало с количеством семей, участвующих в обряде встречи солнца и нового года по эвенскому календарю (семья— ньимээр). Новый год по старинному календарю эвенов начинался в дни летнего солнцестояния. Обряд же начинали с вечера 21 июня.

Под руководством старейшин молодежь заранее готовила место проведения самого главного обрядового календарного праздника. Ставили два молодых деревца, готовили хворост для ритуаль­ных костров. Готовили кусты цветка рододендрона — бөй һөнкөсбэн (растение, обладающее бактерицидными свойствами).

Как и у других сибирских народов, у эвенов существовал культ «хозяев природы и стихий: тайги, огня, воды и т.д., а также осо­бый культ солнца и голубого неба — һөвки, которому приносили в жертву оленей. Шкуры жертвенных животных вешали на наклон­но прислоненный к дереву шест, по бокам которого с двух сторон ставили молодые лиственницы. Кости жертвенного оленя не ло­мали, а складывали после ритуальной трапезы на особый помост. Жертвоприношение всегда совершалось коллективно, мясо потреблялось совместно и обязательно в тот же день (1, с. 769). Заби­вали жертвенного животного и самыми лакомыми кусочками «кор­милиһ дух огня, окропляли кровью жертвенного оленя землю. Кровь — һунээл — животворящее начало, жизненное начало при­роды: эвены, также как и другие народы, обязаны привести в жерт­ву оленя или другими словами, һуҥээллээдьир (по-якутски: хаанныахтара) умасливали таким образом верховное божество һөвки. Олень для эвена является священным животным, который озна­чал также образ солнца в виде оленя-солнца-ньөлтин оролни (по-якутски: күн табата).

По представлениям эвенов, старое солнце, старый год «уми­рали, в дни летнего солнцестояния, а жертвенный олень олицетво­рял старый год и солнце. Из крови жертвенного оленя как-бы воскресал олень-солнце и начинался отсчет нового времени у оленных эвенов Верхоянья. В честь этого события устраивался празд­ник «эвинэкһ (һэбдьэк). Надо сказать, что цикл летних празд­ников у эвенов начинался уже с мая месяца и продолжался до летнего солнцестояния. Кульминационным моментом праздника «Эвинэкһ была встреча солнца и нового года…

Алексеев А.А. Эвенский  новый  год: встреча солнца  // Алексеев А.А.

Забытый мир предков : очерки традиц.мировоззрения эвенов северо-западного Верхоянья

/ М-во культуры РС (Я); М-во по делам народностей Севера РС (Я)

. – Якутск, 1993. – С.25-34

фото: «КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ ОБЪЕДИНЁННЫЙ МУЗЕЙ»

От admin

Основатель сайтов: https://kmns.ru/ https://soccontract.com/ - социальный контракт, бизнес-план для социального контракта. https://teoplan.ru/ - разработка бизнес-планов в т.ч. на гранты КМНС

Добавить комментарий

Translate » Перевод