19 мая в Акционерном обществе «Дом.рф» прошло совещание представителей федеральных органов власти и экспертного сообщества по вопросам инфраструктурного кредитования в сфере строительства жилья для выполнения программ переселения жителей Крайнего Севера
Совещание состоялось по инициативе сенатора Елены Шумиловой и депутата Госсовета Коми Руслана Магомедова.
«В рамках совещания были обсуждены варианты работы в регионах с инфраструктурными облигациями. — сообщила сенатор, — В отдельном порядке мною были обсуждены вопросы по возможной реализации проектов комплексного развития территорий на которые должны будут переселяться северяне. Дело в том, что в регионах Арктической зоны сегодня сформирована очередь из тех, кто проработал на Крайнем Севере более 20 лет и претендует на получение сертификатов на приобретение жилых помещений…»
Но очередь движется пока очень медленно. Например, в Коми в этом году лишь три десятка семей смогут получить заветные сертификаты. Но, по мнению законодателей, есть работающие современные механизмы, обеспечивающие увеличение скорости строительства жилья.
Значительная часть ждущих переселения в южные районы республики Коми из Воркуты, желают получить жилье в частном секторе. Эту возможность в состоянии предоставить лишь партнерство государственных и кредитных учреждений.
В каких домах будут жить северяне?
Инфраструктурное кредитование обеспечит лишь деньги на строительство, но кто и с использованием каких технологий построит дома для людей?
На этот вопрос также получены ответы. Уже несколько лет продолжаются работы по созданию серий малоэтажных домов для регионов с низкими температурами и вечной мерзлотой. Такие дома, например спроектированы в готовы к массовому производству в Башкирии на домостроительном комбинате компании «ЛесБург».
«Мы стремились учесть все пожелания северян, — рассказал директор компании «ЛесБург» Павел Мартьянов, — Серия домов «Полюс» состоит из модельного ряда «Уренгой», «Диксон» и «Алдан». Дома отличаются системами отопления и вентиляции.»
Комплекты каркасных домов серии «Полюс» удобны для доставки. Продумана логистика на нижнюю Обь, Ямальский и Гыданский полуострова, на Таймыр, в Эвенкию и Северную Якутию.
По словам производителя, для изготовления домокомплектов серия «Полюс» используются, в основном, материалы российского производства, в том числе современный комплекс тепло- и шумоизоляции. Также для решения задач вентиляции помещений применяются технологии, используемые в традиционных постройках коренных народов Севера.
Можно ли обеспечить достойное качество жизни в Арктике
На мой взгляд, надо исходить из того, что любой нормативный акт определяет правила взаимоотношений людей. В данном случае речь идет о взаимодействии всех причастных: граждан, компаний, властных структур. Чтобы создать механизм организации и проведения северного завоза, должны быть оговорены все нюансы.
Хорошо помню систему обеспечения Севера, которая существовала до 1991 года. Насколько она была сложной, тонко настроенной! И управлялась, по сути, как военная операция. С тех пор многое изменилось, эта система перестала существовать. Однако время показывает, что придется возвращаться к той практике с учетом реалий, в которых мы существуем сегодня. При этом, я уверен, необходимо совместить государственное управление и рыночные механизмы экономики.
Поэтому мы предложили использовать опыт доставки в районы социально значимых продуктов с помощью государственной структуры «Якутоптторг». Такой опыт был подсказан жизнью, пониманием того, что мы не можем обеспечить ценовую доступность товаров в Арктической зоне для людей, которые в основном заняты в сельскохозяйственном производстве и имеют небольшие семейные доходы. Это механизм государственной поддержки для определенной группы товаров.
Сейчас мы считаем, что нужно создать аналогичную систему для страны в целом, чтобы в нее были включены не только северные регионы, но и другие труднодоступные территории, например, на Северном Кавказе. При этом необходимо четко определить федеральный уровень ответственности, на котором происходит консолидация производителей продуктов питания, медикаментов. Крайне нужен федеральный заказчик и организатор северного завоза.
Такая структура, по всей видимости, может быть создана при Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. И эта организация со всей строгостью и принципиальностью станет договариваться с другими участниками процесса, в том числе в сфере транспорта.
Кроме того, организация северного завоза должна подкрепляться торгово-снабженческой инфраструктурой, которая будет иметь мощную государственную поддержку. Арктика — это вообще не зона для бизнеса. Исключением является добыча природных ископаемых. Что касается обеспечения населения, в том числе коренных малочисленных народов Севера, пространство для торгового предпринимательства очень маленькое.
Речь может идти о государственных преференциях на федеральном уровне: налоговых послаблениях, компенсации части затрат на транспорт и хранение товаров. Нужно определить, что именно надо доставлять, где понадобится использовать государственный протекционизм и какая его форма будет наиболее оптимальной. Требуются налоговые послабления для участников завоза, беспроцентные или щадящие проценты по кредиту, субсидии на компенсацию транспортных затрат и так далее.
И все эти слагаемые, на мой взгляд, должны составлять основу федерального законопроекта, который бы закрепил принципы обеспечения качества жизни на Севере.»