«Венецианская биеннале» — всемирно известный форум современного искусства закончил свою работу. Золотые и серебряные львы обрели своих хозяев и теперь журналисты, подводя итоги, выбирают главные события форума
По словам обозревателей газеты «КоммерсантЪ», очень большой интерес в рамках биеннале привлек к себе «Северный павильон», посвященный в этом году культуре народа саамов. Аутентичные инсталляции привлекали к себе много зрителей, но когда члены жюри поняли что главная скульптура сделана из жил убитых оленей, а многие арт-объекты изготовлены вовсе не из искусственного меха, они сказали своё «фи» и саамы остались без львов.
«Патриархальный уклад жизни саамов вообще не очень укладывается в современную риторику европейского искусства, саамы могут быть интересны только как забавные деревенские люди, которые сами шьют себе одежду и часто ходят в церковь», — сказала британскому телеканалу участница выставки из Нидерландов.
А в целом биеннале удалась. Об этом лучше расскажут обозреватели газеты «КоммерсантЪ»:
«Итак, по традиции почти сразу после открытия Венецианской биеннале современного искусства объявляются ее лауреаты, которые получают «Золотых львов» по аналогии с кинофестивалями, что проходят в этом же городе.
По решению жюри 59-й Биеннале главную награду за лучший национальный павильон получила Великобритания и Соня Бойс Feeling Her Way — первая темнокожая художница, представляющая эту страну в Венеции. Это фотографии, звук и видео, уделяющие внимание недооцененному вкладу чернокожих британских музыкантов в культуру своей страны.
В центральной работе этого павильона — видеоинсталляции под вышеупомянутым названием, пять певиц — Эрроллин Валлен, Джеки Данкворт, Поппи Аджудха, София Йернберг и Танита Тикарам — впервые встречаются в знаменитой студии Abbey Road, чтобы записаться вместе. Идеал политкорректности.
Два павильона заслужили «специального упоминания» жюри. Франция, которой многие пророчили победу. Зинеб Седира рассказывает о наследии антиколониального активизма — это ее переживания борьбы за независимость Алжира. И впервые участвующий павильон Уганды: Акайе Керунен получила Special mention «в знак признания видения, амбиций и приверженности искусству и работе в своей стране». А в целом за то, что молодец.
«Золотого льва» за лучшую экспозицию в международном павильоне присвоили американке Симоне Лей. Она отметилась «тщательно проработанной, виртуозно реализованной и мощно убедительной монументальной скульптурной инсталляцией в арсенале, которое полностью соответствовало девизу Биеннале «Молоко снов»».
«Серебряного льва» многообещающему молодому участнику международного павильона дали французу из Ливана Али Шерри.
«Специальных упоминаний» удостоились еще две художницы: американка Линн Хершман-Лисон и эскимоска-инук из канадского Нунавута Шувинай Ашуна. Последняя говорила о космогонии коренных народов.»