Правительство определилось с железнодорожными проектами, на которые будут выделяться средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в ближайшие годы, выяснили «Известия»

РЖД до 2027 года получит из фонда 363 млрд рублей на три стройки, сообщил изданию источник в Минэкономразвития, которое отвечает за список и экспертизу проектов. На новые ветки Московских центральных диаметров (МЦД) планируется направить 105 млрд рублей, на Северный широтный ход — 70,3 млрд рублей, на расширение БАМа — 188 млрд рублей. Обсуждается и возможность направить средства ФНБ на проект высокоскоростной магистрали до Санкт-Петербурга (ВСМ) — 468 млрд рублей. Но эксперты считают логичным отказаться от него, перераспределив финансирование на более приоритетные проекты.

«Проект, в который правительство направит средства ФНБ, — это Северный широтный ход (СШХ) протяженностью 707 км, рассказал источник. Новая магистраль поможет освоению месторождений на Ямале и свяжет полуостров с другими регионами страны для вывоза 23,9 млн т грузов из региона.»

Новый маршрут позволит сократить путь для грузоотправителей более чем на 800 км и уменьшит время в пути на двое-трое суток, пояснил собеседник «Известий» в Минэке. Кроме того, новая дорога поможет высвободить провозные мощности южного хода.

В целом инвестиции в СШХ составят 517 млрд рублей. При этом разные участки магистрали будут финансировать разные структуры. Сейчас модель СШХ поделена на шесть участков, 70,3 млрд рублей из ФНБ будут направлены на самый сложный этап — строительство железнодорожного моста через реку Обь с подходами общей протяженностью 39 км, сообщил «Известиям» собеседник в министерстве. Деньги выделят несколькими траншами в период с 2023 по 2027 год включительно, уточнил он. Кроме этого, под строительство моста правительство ЯНАО привлечет инфраструктурный кредит в размере 35 млрд рублей. Еще 6,3 млрд рублей на этот этап заложены в инвестпрограмму РЖД, добавил собеседник.

— Тариф на перевозку по концессионному участку (вновь построенным участкам хода) будет установлен таким образом, чтобы полная стоимость доставки грузов через СШХ не превышала стоимость перевозки по южному ходу,— рассказал он.

Реконструкция действующего участка Северной железной дороги от станции Коноша (Архангельская область) до станции Обская (Ямало-Ненецкий автономный округ) обойдется РЖД в 142,3 млрд рублей. Эти расходы также уже заложены в инвестпрограмму госкомпании, пояснил источник.

Строительство нового участка дороги Салехард–Надым обойдется в 189,4 млрд рублей. Его реализацией займется концессионер — ООО «СШХ». Компания должна привлечь средства частных инвесторов, капитальный грант и корпоративные займы участников общества.

В феврале гендиректор РЖД Олег Белозеров в интервью «Коммерсанту» рассказал, что пока концессионное общество закреплено за компанией, но монополия планирует продать долю в нем банковским структурам. Какие банки заинтересованы в покупке, он не уточнил. В 2018 году обсуждался вариант, что кредитовать проект СШХ будет синдикат из пяти банков — Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, ВЭБ и ЕАБР.

Четвертый участок СШХ — реконструкция 104 км Свердловской железной дороги от Надыма до Пангод — будет профинансирован «Газпромом» (40,1 млрд рублей). Последние пятый и шестой участки Свердловской дороги (от Пангод до Нового Уренгоя и от Уренгоя до Коротчаева) реконструируют за счет инвестпрограммы РЖД. Деньги будут выделять частями с 2021 по 2028 год.

Наконец, третьим железнодорожным проектом, в который инвестируют средства ФНБ, станет развитие восточной части БАМа под вывоз угля с месторождений в Якутии в восточном направлении. Это обеспечит прирост грузовой базы еще на 16,6 млн т грузов. В ФНБ на проект заложено 188 млрд рублей.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

В утвержденном списке проектов, планируемых к финансированию за счет средств ФНБ, — 12 позиций, на которые кабмин направит более 4,3 трлн рублей из ФНБ. Из них 2,5 трлн — до 2024 года. Деньги пойдут на развитие сети автомобильных и железных дорог, ЖКХ, закупку отечественных самолетов и подвижного состава для петербургского метро, сообщил «Известиям» источник в Минэке.

По словам источника в Минэке, в ведомстве считают важным, что средства ФНБ будут направлены на рост экономики. Ранее первый зампредседателя правительства Андрей Белоусов обращал внимание на необходимость создания благоприятных условий для привлечения внутренних капиталовложений. А глава Минэкономразвития Максим Решетников ответом на новые ограничительные меры в отношении России называл наращивание вложений в инфраструктуру, укрепление инвестклимата и поддержку национального бизнеса.

Текст: Анастасия Львова, Ирина Цырулева.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин.

Добавить комментарий

Translate » Перевод