Завершается Масленичная неделя. 5 марта в поморском селе Нёнокса воздали должное традиции, уходящей корнями в глубь веков

В этом древнем селе, отсчитывающем свою историю с конца XIV века, у Масленицы свои особенности и своё, местное название – Заговенье на Великий пост.

— Семейная фольклорно-этнографическая студия «Нёнокоцкая ключёвка» семь лет назад вернула в Нёноксу утраченный праздник и с тех пор проводит его ежегодно,» — рассказывает корреспондент местной газеты «Северная неделя» Виктория Волкова.

Конечно, это было непросто. Пришлось расспрашивать старожилов, собирать информацию по крупицам, обращаться к этнографическим записям, изучать особенности празднования этого события на Севере, консультироваться с ведущими этнографами и научными сотрудниками.

— По рассказам старожилов, Заговенье в последний раз гуляли здесь ещё до Великой Отечественной войны, — рассказывает Александра Шумилова, руководитель «Нёнокоцкой ключёвки». – А после войны уже и не праздновали. Позднее в Нёнокском доме культуры стали отмечать Проводы русской зимы, по всей видимости, заменившие Заговенье. Праздник утратил глубинный, обрядовый смысл и стал просто весёлым развлечением.

…Участники фольклорного коллектива, обогнув пятишатровую Троицкую церковь, направилась к околодку Чирконос. Исторически Нёнокса разделена на околодки (районы), их названия до сих пор здесь в ходу. Почти каждый из них имел свой праздник.

На Чирконосе особенно широко и весело праздновали Заговенье на Великий пост. Водили хороводы с долгими протяжными песнями, танцевали задорную кадриль. Парни «чудили» — устраивали молодецкие забавы. Были катания на санях, когда парни и девушки скатывались с угора прямо к озеру. А вот чучело Масленицы в Нёноксе не жгли, такой традиции здесь не было.

И вот «Ключёвка» на месте. Все встали в хоровод, и он завораживающе медленно закружился под протяжную песню… Удивительное ощущение: как будто в прошлое погружаешься. Потом стремительно полетела кадриль, в быстром танце замелькали яркие наряды…

Детям пришлась по вкусу озорная народная игра «А мы просо сеяли, сеяли». Но как только выдается свободная минута, ребята затевают свою игру – с упоением возятся в глубоком снегу – мягком и чистом, не то, что в городе, где сугробы уже рыхлые, подтаявшие!

Перед отъездом участники студии заглянули в гости к местной знаменитости – лошадке Равене и её соседке по конюшне Майе.

И пришли сюда не зря! Лошадок можно было погладить, а заодно узнать от Александры Шумиловой про ещё одну традицию.

— Лошадь играла важную роль в праздновании Заговенья в Нёноксе. В сани запрягали одну лошадь или целую тройку, устраивали катания. Как пелось в песне: «В саноцьки посадит, по Нёноксе прокатит…»

Правда, сейчас Равена и Майа в санях не ходят, но в будущем обязательно пролетят по улицам Нёноксы, вздымая из-под полозьев саней сверкающий снег.

А пока можно и сфотографироваться на память, сидя на санях с душистым сеном!


Участники «Нёнокоцкой ключёвки»


Хоровод


Народная игра «А мы просо сеяли, сеяли…»


Лошадка Майя принимает гостей


Пока дети гладят лошадку, взрослые фотографируются в санях

Фото Виктории Волковой

Добавить комментарий

Translate » Перевод