Состоялось заседание Экспертно-консультативного совета при Федеральном агентстве по делам национальностей по вопросам социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
На заседании обсуждался проект федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и статью 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, сообщает официальный портал ФАДН.
Статс-секретарь – заместитель руководителя ФАДН России Анна Котова напомнила, что законопроект разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2021 г. № 32-П.
В обсуждении приняли участие сенатор Российской Федерации, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Григорий Ледков, заведующий центром публично-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Людмила Андриченко, а также представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений коренных малочисленных народов.
Законопроект вызвал большой общественный резонанс. Документ был внимательно изучен в регионах и на консультационном совете региональные Ассоциации коренных малочисленных народов и приглашённые эксперты получили возможность выступить с предложениями. В целом сообщество было единодушно, — считает корреспондент портала news.kmnsoyuz.ru. Так, Григорий Ледков, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, выразил озабоченность в связи с отсутствием в законопроекте прописанного механизма, который позволял бы подтвердить связи того или иного представителя коренного народа с территорией, на которой он планирует осуществлять свои права на добычу биоресурсов.

– Связь с традициями и обычаями не идентична связи с территорией, – заметил сенатор. Также он обратил внимание, что в законопроекте смешиваются понятия «образ жизни» и «обычаи», в то время как образ жизни – это, по сути, способ жизнеобеспечения, а обычаи – это правила. Если оставить формулировки в том виде, как они прописаны сейчас, то это, по мнению Григория Ледкова, может привести к необоснованному расширению круга лиц, которые могут претендовать на биоресурсы, что в свою очередь, может стать причиной истощения ресурсов и нарушению прав на их добычу тех представителей КМН, для которых охота – основа существования.

Кроме того, глава Ассоциации КМНСС и ДВ РФ указал, что должен быть прописан механизм, позволяющий учитывать мнение общин по этому поводу – имеет тот или иной представитель связь с конкретной территорией или нет.

Елена Голомарёва, председатель комитета по вопросам коренных малочисленных народов и делам Арктики Ил Тумэн, напомнила, что основная задача законодателей – принимать те законы, которые сделают жизнь людей лучше и дополнила уже внесённые замечания.

Прежде всего, она обратила внимание на то, что в законопроекте единственным способом доказательства принадлежности к коренным народам является включение человека в Федеральный перечень. При этом, заметила Елена Христофоровна, из 39 тысяч представителей коренных народов Якутии на сегодняшний день в реестр записались лишь 5 тысяч.

Далее Елена Голомарёва подняла вопрос о возможности переуступке права члена общины на добычу ресурсов. Депутат мотивировала это в том числе и тем, что согласно статистическим данным, в арктических районах растёт смертность мужчин в трудоспособном возрасте. И оставшись без мужчины, но с правом добычи биоресурсов как член общины, женщина зачастую не может самостоятельно реализовать это право.

– Право о переуступке нужно тем, кто остался в семье без охотника. Право на охоту по сути – это право на жизнь, – заключила Елена Голомарёва.

Глава Рыборецкого вепсского сельского поселения Республики Карелия Наталья Силакова напомнила, что земли, отведенные под охоту, делятся на два типа: ТТП и места проживания коренных малочисленных народов, а это значительная часть территории Российской Федерации. И если ТТП позволяет реализовать права коренных народов на охоту, то земли, обозначенные как места проживания, фактически не дают такой возможности: как правило, они уже сданы в аренду под охотугодья от 9 до 49 лет.

– То есть – заключила Наталья Евгеньевна, – этим правом воспользоваться не сможем ни мы, ни наши дети, ни наши внуки, поскольку, как правило, продление аренды происходит даже без объявления аукциона.

По мнению Натальи Силаковой, это путь для потенциально конфликтной ситуации: в законе сказано, что коренные народы имеют право на добычу биоресурсов, однако не определены территории, на которых это право можно реализовать.

Под занавес заседания статс-секретарь – заместитель руководителя ФАДН России Анна Котова заключила, что эксперты единодушны в своих позициях по данному вопросу и озвучила следующую тему, которая будет вынесена на обсуждение в марте: судьба территорий традиционного природопользования в контексте изменения схемы местного самоуправления.

Дала комментарий порталу news.kmnsoyuz.ru  и исполнительный директор МОО КМНСОЮЗ Антонина Горбунова.

– В ряде регионов органы власти трактуют закон таким образом, что традиционная охота возможна только на территориях традиционного природопользования. Региональные власти сегодня отказывают в отметке в охотничьем билете не имея актов, указывающих какой документ подтверждает то что охота является основой существования, — считает Антонина Горбунова.

Как указывает релиз на официальном портале ФАДН России, все озвученные в ходе заседания комментарии и предложения экспертов будут направлены в рабочую группу Комитета Государственной Думы по делам национальностей.

Добавить комментарий

Translate » Перевод