Закрыть промышленный лов кеты в бассейне Амура требует WWF. Эта мера, по мнению фонда, позволит решить проблему отсутствия рыбы
WWF России требует минимум на четыре года закрыть промышленный лов осенней и летней кеты в бассейне реки Амур для восстановления воспроизводства их группировок, сообщает портал DVhab. Эту необходимость диктуют пустые в течение последних пяти лет нерестилища притоков Амура. В этом году общественный мониторинг подтвердил тотальное отсутствие рыбы на Амгуни, Анюе, Тунгуске, Горине и Гуре.
Пользователями в 2021 году освоено чуть более 40% от рекомендованного объема вылова осенней кеты (5,7 из 13 тыс. тонн), и большая его часть пришлась на Николаевский и Ульчский районы. Население, расположенное выше по течению, осталось без рыбы совсем, как и нерестилища всех крупнейших нерестовых притоков Амура, включая Амгунь. В настоящее время анализ объемов уловов лососей последних лет и прогнозы подходов лососей, которые дает ХабаровскНИРО с 2017 года, однозначно показывает серьезные просчеты в системе оценки рыбных запасов.
— WWF России всегда считал, что в порядке приоритетов при распределении квот на Амуре сначала должно быть обеспечение условий для сохранения диких популяций лососевых, затем обеспечение нужд традиционного и любительского рыболовства, а уж потом интересы бизнеса, если уровень воспроизводства популяций это позволяет на доказательной основе. То, что сегодня бизнесу на Амуре не место, четко дает понять ситуация, сложившаяся в последние годы. Пирамида правильных приоритетов перевернута с ног на голову. Нерестилища остались пустыми, коренное население — без привычной пищи на зиму, животные — без еды, однако промышленными предприятиями в низовьях Амура освоено более 5 тысяч тонн рыбы. Ситуацию может изменить только введение запрета на промышленный лов. Все остальные «полумеры», которые предлагает ввести рыбохозяйственная наука, уже вводить пробовали, когда предпринимались попытки спасти летних лососей, но безуспешно, — комментирует Ольга Чеблукова, координатор проектов по особо охраняемым природным территориям Амурского филиала WWF России.
Обследование нерестилищ осенней кеты в этом году подтвердило тотальное отсутствие рыбы на нерестилищах: на Амгуни, Анюе, Тунгуске, Горине и Гуре – ноль экземпляров на 100 м² площади нерестилищ при норме для осенней кеты около 50 рыб. Осенняя кета на нерестилища попасть не смогла.
— На нерестилищах реки Амгунь в предыдущие годы мы отмечали сотни рыб, правда, большинство из них были выпотрошены браконьерами и не успели отнереститься. В этом же году мы не смогли насчитать суммарно даже трех десятков отнерестившихся кетин. И следов браконьерской деятельности больше не видно, ведь брать теперь почти нечего. Одно из таких крупнейших нерестилищ в бассейне реки Амгунь – это Камакан. Наблюдения ряда лет показали, что рыбы на нерест сюда добирается всё меньше и меньше. И вот осень 2021 года. Нерестилище пусто и зарастает, — рассказывает Александр Фроленок, руководитель бригады добровольцев на Амгуни.
Результаты общественного мониторинга показывают, что возвраты осенней кеты в 2022 и последующих годах при имеющимся количестве родителей в период с 2018 по 2021 будут минимальны. На богатые уловы рассчитывать уже не стоит.
— Коренные малочисленные народы Севера Хабаровского края, проживающие в Амурском, Нанайском, Хабаровском, Солнечном, Комсомольском районах, остались без рыбы. Мы собрали в этом сезоне данные об уловах на промысловое усилие, когда учитывается, сколько рыб попадается в сеть стандартного размера за единицу времени, так вот в этих районах такой улов варьировался от ноля до двух штук. В результате большинство коренных жителей не выезжали на промысел, считая это бессмысленной тратой бензина, времени и сил, — с горечью подводит итоги путины Любовь Одзял, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края.
Напомним, что ранее промышленники упрекнули КМНС в исчезновении рыбы в Амуре. Вопрос с ловом рыбы в Амуре стоит особенно остро. Представители КМНС, депутаты и сенатор Безденежных выступили против промышленников и за запрет заездок. Однако рыбохозяйственники парировали этот выпад и высказались о том, кого они считают виновными в уменьшении числа лососевых.