Как поменять границы Хабаровского, Приморского краев, границы Чукотки, Магаданской и Амурской областей изменить, а Еврейскую автономию ликвидировать обсуждают сейчас на Дальнем Востоке
После того, как глава Минвостокразвития Алексей Чекунков озвучил идею о четырех социально-экономических зонах на Дальнем Востоке, в экспертном обществе вновь закипела дискуссия о наиболее эффективной административной нарезке регионов, сообщает ИА PrimaMedia.
«Смотрите, Чукотка — 720 тысяч квадратных километров. А население? Меньше, чем в Арсеньеве! В начале 90-х там было 163 тысячи жителей, сейчас в три раза меньше. Когда-то Чукотка входила в Магаданскую область. Имело бы смысл объединить эти две территории,» — поделился своим взглядом на то, какая конфигурация дальневосточных субъектов наиболее жизнеспособна и равносторонне выгодна ведущий научный сотрудник ТИГ ДВО РАН Юрий Авдеев .
По словам эксперта, одновременно к этому «холодному» участку имеет смысл прикрепить два северных района Хабаровского края.
Юрий Авдеев. Фото: ИА PrimaMedia
— Сейчас в Хабаровском крае три северных района — Аяно-Майский, Охотский и Тугуро-Чумиканский, — говорит он. — При этом, Хабаровский край в целом относится к Южной зоне ДВ. Напомню просто, что три этих северных района — это почти половина края. А живет там всего 10 тысяч человек. В основном в поселке Охотск, с которого, кстати, начиналось освоение Тихоокеанского побережья вплоть до Калифорнии. Два района — Охотский и Аяно-Майский — могли бы войти в состав к Магадану и Чукотке. В целом, получилась бы территория в 1,5 миллиона квадратных километров и с населением около 200 тысяч человек. По природе, по хозяйственной деятельности, по всем условиям это территория однородная.
Ученый предложил даже название для такой административной единицы — Колымский край.
Третий северный район Хабаровского края — Тугуро-Чумиканский — примыкает к Амурской области. В случае его присоединения к Амурке, это обеспечит региону выход к Охотскому морю. В свою очередь, это даст возможность использовать кадровый потенциал области в сфере гидроэнергетики. В районе Шантарских островов можно было приступить к строительству приливно-отливной станции. По разным оценкам, такая станция по мощности могла бы в пять раз превзойти Красноярскую ГЭС.
— Энергетический узел позволял бы в северных территориях начать активное освоение месторождений. Сегодня там ни дорог, ни населения, ни электричества, — отмечает Юрий Авдеев. — Советская власть начиналась с электрификации всей страны. Сегодня природные ресурсы плюс электрификация Дальнего Востока позволили бы и привлечь сюда население, и начать комплексное освоение территорий.
При этом «потеря» Хабаровским краем почти половины своей территории не приведет к проблемам. Ученый подчеркнул, что расстояние от Хабаровска до Охотска составляет 1600 километров.
— Попробуйте из этого муниципального образования добраться до краевого центра? Населению это не подъемно. Не знаю, кто из губернаторов последних бывал там, — продолжил Юрий Авдеев. — А до Магадана — гораздо ближе.
Что касается ЕАО, говорит эксперт, то за 30 лет самостоятельности область показала свою нежизнеспособность в качестве отдельной административной единицы.
— Она находится, мягко говоря, на последнем месте по всем показателям не только в ДВ, но и в стране, — отмечает он. — Евреев там живет один процент населения. Сохранять это, как историческую автономию, бессмысленно. По-хорошему, надо объединять с Хабаровском. У Хабаровска отпадает головная боль по поводу северных районов, но есть возможность начать кооперацию с экономикой ЕАО, с цементным заводом (в Теплом озере — прим. авт.). И со многими другими направлениями. Начать активную экономическую поддержку территории и развитие всего края. В перспективе, если в районе Татарского пролива когда-то сделают железную дорогу на материк, тут есть перспектива присоединения к этой территории еще и Сахалина.
Остается решить очень пикантный вопрос — вопрос взаимоотношений Хабаровска и Владивостока. Три года назад статус столицы Дальнего Востока был перекинут из первого города во второй. По мнению Юрия Авдеева, это решение было ошибочным. «Географически, исторически и инфраструктурно» именно Хабаровск является центром Дальнего Востока, подчеркивает эксперт, добавляя, что именно в Хабаровске пересекаются пути всех 11 дальневосточных субъектов федерации. Владивосток в этом смысле находится на периферии. Но у него другая функция.
— Город осуществляет связь России и Европы со странами АТР. Он является восточной столицей России. Или столицей Тихоокеанской России, — отметил Юрий Авдеев.— Тут должны быть представительства и структуры АТЭС, ШОС, филиалы иностранных банков и многое другое. Все, что обеспечивает коммуникацию между Россией и Азией.
Сам Владивосток, учитывая, что в радиусе тысячи километров от него проживают 300 млн человек, должен административно укрупниться.
— В начале 90-х, когда мы представляли проект Большого Владивостока, включающий Артем, Хасанский, Шкотовский и Надеждинский районы, нас критиковали в том плане — «как вы себе представляете, добраться из Владивостока до Де-Фриза или до Шкотово». Это было тяжело, — говорит Юрий Авдеев. — Но за эти 30 лет инфраструктура развилась до такой степени, что от Владивостока в пределах 13 муниципальных образований доступность обеспечивается в пределах двух часов. Эти 13 муниципальных образований Юга Приморского края должны стать территорией нового Владивостока. Она в 10 раз превышает территорию Москвы. Но на ней уже сегодня живут 1,4 млн человек. Это уже город-миллионник.
При этом центр Большого Владивостока, по мнению ученого, должен быть расположен не там, где власти планируют новый город Спутник, а в районе поселка Мирный.
— Это наиболее удобное место для того, чтобы замкнуть 13 муниципальных образований, — говорит ученый. — И тогда можно построить большое количество наземных линий метро, кольцевые дороги. Эту территорию спокойно можно было бы обустраивать для трех миллионов человек.
Эксперт подчеркнул, что Владивосток в формате «13+» должен быть наделен статусом субъекта Федерации.
— А что делать с остальными территориями? — продолжил Юрий Авдеев. — Там как минимум три заповедника. Поэтому остальную территорию можно было бы назвать заповедным резерватом со включением промышленных зон вроде Арсеньева, Дальнегорска, Лучегорска и так далее. Это один вариант. Либо рассмотреть вопрос о том, чтобы оставшуюся территорию объединить с Хабаровским краем.
Но это, подчеркиваю, гипотетические вещи, которые нуждаются в серьезной аналитической оценке возможных выигрышей и проигрышей для населения.
Напомним, что с не меньшей силой разговор об административном переустройстве Дальнего Востока разгорелся в апреле 2021 года — после того, как вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин заявил, что «в России слишком много субъектов Федерации — часть из них не самостоятельна с административной точки зрения и многие логично объединить с соседями». Акцент вице-премьер поставил над Еврейской автономной областью.
Летом 2021 года глава Минобороны РФ Сергей Шойгу предложил строить в Сибири города-миллионники. Следом глава Минвостокразвития выступил с идеей создать в Приморье свой город-миллионник на основе Владивостокской агломерации. Центральным пунктом в заявлении министра стало возведение принципиально нового города Спутник в Надеждинском районе с планируемым населением в 300 тысяч человек. Мастер-план города должен быть представлен уже в 2022 году — на следующем ВЭФ во Владивостоке.