Леонардо Ленин — генеральный секретарь «Обсерватории по правам коренного населения» (OPI) — одной из бразильских организаций, занимающихся защитой коренных народов
В амазонской провинции Мату-Гроссу добывается значительная часть деловой древесины Бразилии. Налаженные морские контакты с США делают этот регион одной из наиболее развитых лесопромышленных территорий мира. Но в этом же регионе живут в своих защищенных законом резервациях племена амазонских индейцев.
«Я за них волнуюсь. Если их убьют — нас больше не останется,» — говорит о брате Байте и племяннике Тамандуа последняя женщина-представительница народа пирипкура, которую зовут Рита Пирипкура.
Рита прибилась к одному из поселков и живет в нем, но ее родичи — двое мужчин все еще ведут традиционный образ жизни в джунглях. Вместе с Ритой, они три последних представителей коренного народа пирипкура. Это племя, как говорят эксперты, может исчезнуть в ближайшее время из-за вырубки лесов и скотоводства.
Леонардо Ленин дал интервью корреспонденту «Би-Би-Си», в котором показал фото последних трех пирипкура и фото с беспилотника, показывающих сплошные вырубки в резервации пирипкура, которая де юре защищена законом, а де факто лесорубов закон не останавливает.
Пирипкура — одно из племен, которые эксперты называют изолированными или неконтактными — это целые народы или группы поменьше, у которых нет регулярных контактов с соседями или внешним миром.По оценкам ученых, таких племен в мире более 100, и больше половины из них — в Амазонии.
Такая изоляция — это часто результат конфликтов с чужаками, и племя Пирипкура в своей истории тоже прошло через множество таких конфликтов.
В 1970-е десятки членов племени погибли — либо от рук чужаков, которые пришли на их земли, либо из-за обычных для нас заболеваний, например, простудных, которые оказались для них смертельными.
Рита видела, как убили девять ее родственников, а выжившим пришлось бежать.
В результате столкновений серьезно уменьшилась не только численность племени, но и образ жизни Пирипкура.
«В их языке есть слова, описывающие сельскохозяйственные работы, это может указывать на то, что у них было подобие аграрного общества», — говорит Леонардо Ленин. «Однако с 1970-х племя превратилось в охотников-собирателей, — добавляет он. — Для них постоянно передвигаться — способ выжить».
Когда агентство Funai впервые связалось с Пирипкура в 1984 году, его сотрудники насчитали 15-20 человек на всю резервацию. Однако, начиная с 1990-х, замечали только Байту и Тамандуа.
Фабрицио Аморим — эксперт по изолированным племенам, работающий с Пирипкура, говорит, что мужчины раньше упоминали о «родственниках», которые тоже скитаются по лесам Амазонии.
«Проблема в том, что они уже много лет не говорят об этих родственниках. Это не обязательно значит, что они умерли, но это явно не очень хороший знак», — добавляет Аморим. «Мы не можем сказать наверняка, что Пирипкура больше не осталось, поэтому беречь их резервацию вдвойне важно», — говорит он.
В заявлении агентства Funai, которое есть в распоряжении Би-би-си, говорится, что оно оказывает племени Пирипкура всю возможную помощь в защите территориии и медицинские услуги.
«Также проводятся совместные операции с другими агентствами, нацеленные на противодействие нарушителям», — говорится в заявлении.
Рита уверена, что этого недостаточно, чтобы защитить ее племя.
Она живет недалеко от родной резервации, с мужем из племени Карипуна. Иногда она помогает госагентству в экспедициях в Мату-Гросу. Однако с начала пандемии она не была в родной резервации и боится, что осталась последним членом своего племени.
«Каждый раз, когда я захожу в резервацию, я вижу все больше поваленных деревьев. Там очень много чужаков», — говорит она. -«Они могут легко убить моего брата и племянника».