В последнее время многие этнографы, социологи и журналисты стали публиковать рассказы о жизни коренных народов в жанре легкого чтения. Это замечательно, ведь читатели начинают все больше понимать, насколько разные наши народы, и, при этом, как много общего в наших культурах

Очередная статья из серии «Среда обитания» на сайте «Подробно» посвящена прошлому и настоящему вепсов. Предки этого народа в середине первого тысячелетия нашей эры стали расселяться на огромной территории от Ладожского до Онежского озер. В настоящее время около шести тысяч представителей этого этноса входят в число коренных малочисленных народов России.

С уважением к общему дому

Издревле вепсы жили сельскими общинами, занимались возделыванием земель, охотой и рыбной ловлей. Мужчины умели хорошо обращаться с деревом, а также работали на каменоломнях. Женщины были заняты ведением домашнего хозяйства, шитьем и ткачеством. Несмотря на то, что сегодня многое в быту представителей этого народа изменилось, поселения вепсов остаются уникальными островками традиционной культуры.

Дома вепсы строили на века: они знали, в какое время нужно заготовить дерево, чтобы оно было прочным, как его правильно хранить, и когда начинать возведение сооружения. Эти секреты они передавали из поколения в поколение, поэтому их традиционные жилища стоят до сих пор. Если посмотреть на вепсскую избу с высоты птичьего полета, то можно увидеть букву «Т». Такое впечатление складывается из-за особенностей постройки – к жилым комнатам сзади примыкал крытый хозяйственный двор для хранения сена и инвентаря, что было весьма удобно в условиях сурового севера.

Важную роль в помещении выполняла печь: она не только служила местом приготовления пищи и сна, за ней жил домовой – дух дома. У него спрашивали разрешение на новоселье, а переезжая на новое место, его «перевозили» в горшке с горящими углями. У домового невеста просила прощения, прощаясь с отчим домом. В доме жениха, она также первым делом подходила к печи и просила у ее обитателя согласия на житье.

Большинство современных вепсов сегодня исповедуют христианство. Однако в их привычной жизни все еще встречаются элементы языческих верований. Природа и ее духи для этого народа являются священными.

В лес, согласно поверьям вепсов, принято заходить с уважением, как в собственный дом. Прежде чем рубить дерево для строительства жилья нужно поклониться хозяину леса и спросить у него на это разрешение. Чтобы душа дерева не пострадала от топора, ее выманивают из деревянной оболочки угощением. В лесу нельзя ломать деревья и убивать животных зря, мусорить и даже сквернословить, за это могут обидеться лесные духи.

Древние вепсы были знатными рыбаками. У народа есть поговорка: «Если ты не рыбак, то значит и не вепс». Поэтому аналогичные правила поведения действуют и на озерах: нельзя злить хозяина воды, иначе рыбалка не удастся, да и в целом дело может плохо кончиться.

Кроме того, представители этого народа – превосходные каменщики, которые издревле умели «слышать» камень. На протяжении многих веков в вепсских поселениях создавались целые династии каменотесов. В свое время на территории проживания вепсов нашли залежи малинового кварцита. Этим строительным материалом отделаны Эрмитаж, Михайловский замок и другие достопримечательности Санкт-Петербурга. Считается, что многие сооружения северной столицы построены руками представителей этой народности.

Хлеб – всему голова

Сейчас жители вепсских деревень почти не пользуются печью для приготовления пищи, предпочитая продукты из магазинов и современную технику, да и традиционных рецептов национальной кухни сохранилось немного. Однако некоторые из древних блюд все же продолжают жить благодаря фестивалям, на которых вепсы угощают всех без исключения традиционными яствами.

Вепсы всегда занимались выращиванием злаков – пшеницы, ржи, ячменя, овса, а также гороха и бобов. Поэтому в их национальной кухне очень много блюд из круп, муки и толокна. Однако для каждого представителя этого народа первой едой был и остается хлеб. У вепсов даже есть поговорка: «Без хлеба не проживешь». Пекли его, как правило, из ржаной муки. Хлебные крошки с молоком – привычная пища, которую давали младенцу.

Также до наших дней в кулинарных книгах вепсских хозяек сохранились старинные рецепты пирогов – калиток, сканцев, рыбников и курников. Есть даже «пирог для зятя» – обжаренное в сливочном масле пшеничное тесто с сахарной начинкой. Хозяйки делали его, если на пороге дома появлялись сваты, ведь приготовление не занимало много времени. Немногие сегодня смогут поделиться рецептом знаменитого вепсского пирога – «луменикада», который готовился из ржаной муки и гороховой начинки с добавлением снега, который выполнял роль дрожжей.

Также часто в прежние времена готовились каши из различных круп, овсяной или ржаной муки с ягодами: называется это блюдо «загуста». Из набитого в кишку животного толокна получались специальные колбаски.

У вепсов, проживающих на побережьях озер и рек, важное место в рационе занимала рыба – ее варили, вялили, сушили в печах. Мясо появлялось на столах вепсов довольно редко. Из-за скудных сенокосных угодий животноводство практиковалось лишь в качестве подсобного хозяйства. Поэтому скот забивали осенью для заготовки мяса на зиму, его засаливали в бочках и вялили.

Летом часто готовится холодный суп из черники с луком, супы из щавеля или крапивы. Также хозяйки сушили репу, морковь и селезенку животных: получались своеобразные чипсы и «тянучки», которые едят под вепсское пиво.

Музыка строить и жить помогает

Обосновавшись на землях Межозерья, вепсы больше не покидали этих мест. Поэтому им удалось сохранить большой пласт своей культуры. Сегодня в целях передачи этого наследия молодому поколению вепсов проводятся традиционные мероприятия – фольклорный праздник «Древо жизни», культурный фестиваль «Вепсский родник» и ряд других. Программа у них всегда насыщенная: театрализованные представления, конкурсы, игры и аукционы, катание на лошадях, хороводы, дегустация национальных блюд.

В мероприятиях активно участвуют творческие коллективы со всех поселений. Вепсы очень любят петь, они могут это делать часами. Даже в лесу привычное «ау» для них становится песней. Танец – еще одно любимое занятие. До сих пор на фестивалях исполняют танцы с медвежьими движениями. Образ медведя занимал важное место в божественном пантеоне вепсов. Считалось, что это животное является предком всего народа.

Важное место на всех культурных мероприятиях занимает демонстрация народных обрядов. В частности, очень интересны свадебные обычаи. Они во многом схожи с русскими. Перед сватовством юноша должен получить благословение родителей на женитьбу. Помолвку молодых скрепляют особым обрядом – крещением. Перед свадьбой устраивают молодежные вечеринки, невесту с причитаниями и плачами ведут в баню. Считалось, что в бане молодая девушка прощалась со свободой. Свадьбы играли для всей деревни.

Очень интересны древние обычаи, связанные с родами. В былые времена вепсы скрывали даже от самых близких людей начало родов, поскольку очень боялись сглаза. Женщины уходили рожать в хлев, в поле или лес. Чтобы ребенок не плакал, ему мазали золой лицо, тем самым защищая от сглаза. Впрочем, сейчас многие подобные обряды потеряли свою актуальность.

Нередко с праздником можно спутать и вепсские похороны. У народа в целом очень интересное отношение к загробной жизни. «Мир предков» – так они называют то место, куда умершие люди отправляются в последний путь. Во время омовения покойника они разговаривают с ним, исполняют его любимые песни. Примечательно также, что право исполнять ритуальную музыку отведено только женщинам, поскольку они дают жизнь.

Молодым людям устраивают так называемые «веселые похороны», потому что «они свое еще не отгуляли». Не успевшим пойти под венец юношам и девушкам организуют похороны-свадьбу: усопших наряжали в свадебные одеяния, везли их на украшенной упряжке под песни и пляски. Некоторые вепсы при жизни сами просят своих близких, чтобы они веселились на их проводах в иной мир, ведь жизнь продолжается и родным не стоит лить слезы.

Этнографические исследования описывают и другие сопутствующие вепсским похоронам обычаи. Например, во время похоронной процессии первому встреченному человеку делают подношение – пирог на полотенце (если умер мужчина) или платок (если умерла женщина).

При этом, согласно поверьям, по возвращению с кладбища нужно тщательно вымыть руки и прислонить их к горячей печи, «дабы могильный холод не пришел за тобой». Также положено сжечь одежду умершего и стружки, оставшиеся от гроба, забить в порог дома гвоздь, «чтобы смерть больше не заходила». В Святки вепсы устраивают день общения с предками, они верят, что в этот день стирается грань между миром живых и мертвых.

Принцип взаимопомощи – один из главных в жизни вепсов. Если кто начинал строительство, то соседи непременно помогали в этом процессе. Таким же методом женщины мыли избу. По сей день распространен обычай «тайной милости». Ее оказывали одиноким старикам, оставляя под окнами их домов молоко, хлеб и другое пропитание. Таким образом помощь получалась не оскорбительной.

На древнем наречии

Древний вепсский язык включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира. Представители старшего поколения вепсов беспокоятся за судьбу родного языка: если их дети периодически говорят на древнем наречии, то их внуки знают всего несколько местных слов.

Язык вепсов долгое время не имел своей письменности. Он передавался из поколения в поколение в устной форме. С 1930 года для его записи стала использоваться латинская графика, появились учебники и прочая литература. Об актуальности его сохранения заговорили в конце 90-х годов прошлого века. Были открыты факультативы, возрождено обучение в школах, изучение вепсского появилось как отдельное направление в вузах.

Очарование древних церквей

Край обитания вепсов очень редко посещают туристы. Его обособленность от мира и бездорожье превращают путешествие в целый квест. Поэтому до него добираются лишь истинные искатели приключений и ярких впечатлений. Очевидно, что именно эта удаленность от больших городов и позволила вепсам максимально сохранить свою национальную идентичность.

Однако сами представители этого народа очень рады гостям. Это помогает им чаще обращаться к народным традициям. Например, в селе Винницы работает фольклорный центр, который позволяет увидеть, услышать и даже попробовать на вкус культуру и быт северного народа.

Маленькая деревушка Вонозеро, в которой живет всего около 20 человек, является Меккой всей вепсской культуры. Здесь еще можно в быту услышать настоящую финно-угорскую речь.

Вепсский этнографический музей в Шелтозере – единственный в России, рассказывающий о материальной и духовной культуре вепсов. Само помещение, в котором разместилась экспозиция, деревянный двухэтажный дом с мансардой, является памятником вепсской архитектуры начала 19 века.

На всей территории Межозерья сохранилось большое количество уникальных деревянных церквей. Недалеко от Шелтозера можно посетить церковь Рождества Богородицы 17 века. Это редкой красоты строительное сооружение, единственный сохранившийся образец традиционных вепсских храмов Прионежья. Здание находится в полуразрушенном состоянии, поэтому службу здесь не ведут. Однако попасть внутрь можно, взяв ключ у хранительницы.

Полюбоваться еще одним шедевром деревянного зодчества можно и в Щелейках. Здесь сохранилась пятиглавая церковь Дмитрия Мироточивого (Солунского) 18 века. В деревне Родионово расположена действующая церковь Георгия Победоносца, построенная в 15 веке. Это самая древняя церковь из всех сохранившихся. Храм вписан в ландшафт дивной красоты побережья Юксовского озера, он как будто плывет над озерной гладью.

По словам местных жителей, на вепсские земли приезжает пожить много петербуржцев, уставших от суетливой городской жизни северной столицы, а также любителей побродить по лесу и рыбалки. Они ставят времянки для зимовки и строят деревянные коттеджи, постепенно обживая этот край.

Добавить комментарий

Translate » Перевод