5 ноября — День военной разведки. Снайперов и разведчиков всегда набирали из таежных и тундровых охотников, а значит именно среди них много представителей коренных народов
К сожалению, пока не реализован в полной мере проект «Страна героев», на страницах которого должны были еще к 9 мая 2020 года расположиться рассказы о героях на их родных языках и по-русски. Пусть это останется на совести недобросовестных сотрудников одного из фондов сохранения языков, а я сегодня я расскажу лишь про четверых из тысяч героев армейской и фронтовой разведки.
Кульбертинов «Снайпер Иван», эвенк
Слабо разбирающиеся в национальном составе СССР фашисты панически боялись «русских снайперов». На каждом из фронтов у них был свой полулегендарный враг – «снайпер Иван». Они даже и не подозревали, что самый результативный из Иванов – вовсе не русский, а эвенк.
Иван Кульбертинов родился на берегу реки Тяни в тот день, когда в Петрограде свершилась Революция – 7 ноября 1917 года. С 10 лет Иван промышлял охотой в тайге, вместе со старшим братом. Когда началась война он отправился на призывной пункт.
Командование определило таежника в снайперы. За всю войну, по официальным данным, Иван сразил 428 немецких фашистов, преимущественно лиц офицерского состава, в том числе, одного оберштурмбанфюрера СС (полковник) с двумя железными крестами. Иван Кульбертинов стал кавалером орденов Боевого Красного Знамени, Славы III степени, Отечественной войны I и II степени, Красной звезды.
Похоронен Иван в родном селе Тяня, где, кстати, сейчас золотопромышленники перегородили нерестовую реку.
Пассар Максим, нанаец
Самое высокое денежное вознаграждение в истории Рейха размером в 100 тысяч рейхсмарок было объявлено за голову Максима Александровича Пассара – скромного таежника, который после войны просто вернулся в свой родной поселок Найхин и продолжил заниматься промыслом предков.
Максим Пассар являлся одним из наиболее результативных снайперов Сталинградской битвы, в ходе которой уничтожил более двухсот вражеских солдат и офицеров. Всего в течение войны снайпер уничтожил 237 солдат и офицеров противника. Награжден двумя орденами Красного знамени и является Героем Российской Федерации – исключительный случай, когда боец награжден высшей наградой через 65 лет после героической гибели. Похоронен в братской могиле недалеко от Сталинграда.
Очевидно, что нанайцы имеют национальные черты – они доводят до совершенства любое ремесло, которым заняты, что бы это ни было – искусство стрельбы или национальная вышивка.
Радна Аюшеев, сойот
Родился в 1922 году в улусе Инзагатуй Селенгинского аймака Бурят-Монгольской АССР (ныне в Джидинском районе Бурятии) в многодетной (11 детей) семье крестьян Буды и Бадма-Дари Аюшеевых. Отец был опытным охотником и научил троих своих сыновей (Радна был самым младшим) меткой стрельбе.
С началом Великой Отечественной войны призван на Северный флот, в 63-ю бригаду морской пехоты. Командиры, узнав, что до призыва Радна был метким таёжным охотником, определили его в снайперы.
В октябре 1944 года участвовал в Петсамо-Киркенесской операции. В тех боях уничтожил 25 солдат противника. Пропал без вести осенью 1944 года.
Клеган Григорий, нивх
Когда я смотрел сериал «Война престолов» я очень удивился, когда увидел персонажа-рыцаря которого звали Григор Клиган. Дело в том, что такой же несокрушимый рыцарь существовал на Сахалине и звали его Григорий Клеган.
18 августа 1945 года с подводной лодки Щ – 118 в трех километрах к югу от города Маока (ныне Холмск) на берег высадили двух разведчиков – это были русский Константин Сетраков и нивх Григорий Клеган. Задание советским разведчикам было поставлено очень непростое — выяснить курс захода японских кораблей в порт Маока, так как фарватер был заминирован.
Кроме того, из штаба ждали информацию о наличии военных кораблей противника, средствах береговой и противоздушной обороны, японских войсках в Маоке.
Задание было выполнено, был пройден первый этап блестящей операции. И уже утром 20 августа 1945 года советские корабли с десантом под прикрытием густого тумана вошли в порт Маока. В тумане японцы приняли советские корабли за свои и поэтому дали им спокойно пришвартоваться. Спустя несколько часов город Маока был захвачен советскими войсками.
После войны Григория ждала долгая жизнь, которая оборвалась трагически, в тайге в начале 1970-х годов. У талантливого разведчика осталось пятеро детей, каждый из которых в подробностях хранит в памяти рассказы отца о событиях тех лет.
Для справки: Портал «Страна героев» однажды будет выполнен в полном объеме, так как подвиг тех, кто защитил свой народ от нацистов должен навсегда остаться в памяти людей.
На верхнем фото еще один великий эвенкийский снайпер — Семен Данилович Номоконов
(Все тексты подготовлены в 2019 году Дм. Беловым лично. Ни одному из фондов права на эти тексты не передавались)