В минувшее воскресенье, 10 октября, в Бийске на базе этноцентра кумандинцев прошел традиционный осенний праздник «Коча Кан», объединяющий всех представителей этого древнего народа Алтая
Особенностью нынешнего праздника стало участие в нем делегации родственного кумандинцам народа – телеутов из Кемеровской области. Участники совершили цикл традиционных ритуальных действий, обеспечивающий благорасположение духов – хозяев огня, земли, реки и других объектов, провели песенные и спортивные состязания, разделили трапезу из традиционных блюд алтайской кухни.
В празднике принял участие директор института истории и международных отношений Алтайского государственного университета, кандидат исторических наук Иван Иванович Назаров, который поприветствовал участников и организаторов мероприятия и подарил в библиотеку этноцентра свои научные труды по этнографии кумандинцев.
Кроме того, И.И. Назаров и председатель Алтайской региональной общественной организации «Объединение кумандинцев Алтая», депутат Думы города Бийска Виталий Васильевич Тебереков обсудили перспективы образовательного сотрудничества и подготовку на базе института истории и международных отношений АлтГУ специалистов из числа кумандинской молодежи.
«В этом году исполнилось 25 лет с того момента, как я стал заниматься этнографией кумандинцев. За эти годы проведено много экспедиций в местах традиционного проживания этого народа, многие кумандинцы за это время стали моими близкими друзьями. Я, разумеется, переживаю за судьбу этого малочисленного народа. Очень важно поддерживать и одновременно изучать кумандинские инициативы по сохранению своей традиционной культуры. Возрождение празднования Кочо-Кана — это одна из ярких страниц современной этнографии кумандинцев. Ведь этот обряд во второй половине 20 века был утрачен. Сегодня он восстановлен по крупицам. Он проводился осенью после окончания сбора урожая. Тогда готовились национальные блюда и напитки, устраивались игры, проводились многодневные песенные состязания, пиршества, обеспечивающие плодородие, прирост скота, увеличение самого народа. Главным персонажем этого праздника становился Кочо-Кан – мифологический персонаж, который «вселялся» в одного из мужчин. Он ходил в берестяной маске и колпаке и при помощи специальных атрибутов обеспечивал распространение животворящей силы всем людям. Без этого, как считали раньше, не будет продолжаться род. А сегодня праздник Кочо-Кан это хороший повод для кумандинцев собраться вместе и в праздничной обстановке транслировать этнокультурные традиции молодому поколению. Без этого не сохранится своеобразие народа», — подчеркнул И.И. Назаров.