Часть первая. Племя Меномини

Благодаря пропагандистской машине США в период с 1970 по 2000 во всем мире и самих Соединенных штатах насаждалось понятие «Американский образ жизни»

Все граждане страны постепенно должны были приблизится по уровню жизни к неким стандартам, гарантирующим им качество существования недостижимое в Африке и других регионах «Третьего мира». Но это получалось не всегда. На территории США оставались места, где сам уклад жизни местного населения не давал возможности перейти к стандартам заданным из Вашингтона — индейские резервации.

Американский «Котел народов» пока не переварил несколько десятков «наций» — так сами индейцы называют свои территории-резервации, где есть собственные законы, собственная полиция и собственные системы образования.

Для того, чтобы понять, чем сегодня живут коренные народы нужно рассмотреть, как пример, не нищие поселки в резервациях у мексиканской границы (пару умирающих общин, где остались одни старики можно найти в любой стране мира), а вполне благополучные резервации, которые владеют своими казино, собственными промышленными предприятиями, имеют средства на отстаивание своих прав, на содержание собственных учебных заведений.

Лично мне довелось побывать в Висконсине, где расположены резервации индейцев- алгонкинов. Первыми я хочу рассказать об алгонкинах племени Меномини. Сами они предпочитают не называть себя племенем. Они — граждане «Нации Меномини».

Меномини живут в непосредственной близости от мегаполиса Чикаго и в окружении богатых городов содружества Фокс-ривер. Это сосредоточение финансовых и логистических компаний, контролирующих север США. Даже сами индейцы признают, что их резервация расположена в идеальном, с точки зрения бизнеса, месте.

Пау-Вау в резервации Меномини

Меномини владеют парой крупных казино и отелей, но все средства от этих заведений давно не в руках племени, а в руках всего нескольких семей, которые почти и не живут в резервации. Крупнейшее предприятие, которое реально принадлежит представителям племени и дает работу индейцам, это местный лесопромышленный холдинг. Так как на территории резервации расположен гигантский лесной массив, где произрастает несколько ценных пород дубов и осин, использующихся в современном строительстве и столярных производствах, этот лес вовремя успели в 1970-х годах взять в аренду для промышленного использования индейские предприниматели. Нужно отдать должное — федеральные природоохранные структуры никогда не прекращали попытки запретить индейцам вырубки, но пока юристы меномини смогли отстоять предприятия по лесозаготовке и рабочие места индейцев.

Меномини в 18 веке

Примерно треть трудоспособного населения заняты на территории резервации — остальные работают в близлежащих городах и постепенно превращаются в янки — стопроцентных американцев, для которых их индейское происхождение лишь забавная деталь биографии.

Но те, кто живут на территории нации — ведут образ жизни достаточно отличный от общеамериканского. Несмотря на то, что в «нации Меномини» есть некоторое количество учебных заведений, в целом образование не является чем-то общепринятым и обязательным. Большинство индейцев имеют рабочие профессии и минимум знаний, достаточный, чтобы подписывать счета. Общая дремучесть населения приводит к тому, что все еще недостаточно признаны права женщин, встречаются факты домашнего насилия и «родственного» труда, близкото к рабскому, когда бедные родственники трудятся в семьях более успешных за еду или отрабатывая семейные долги. Небольшие финансово-промысловые группы создают в поселках синдикаты близкие к мафиозным и подбирают под себя прибыльные отрасли местной экономики. Но все это срослось с идеологией невмешательства белых в дела нации, поэтому сами индейцы не выносят внутренние проблемы на суд федералов, а местная полиция, в большинстве поселков срослась с традиционными группировками.

Это хорошо иллюстрирует мартовская история с поисками пропавшей в нации Меномини индейской девушки 22-летней Кейтлин Келли, пропавшей без вести еще 18 июня 2020 года. Полгода девушку искали только местные активисты и небольшой комплекс мероприятий провела полиция Меномини. Если бы в марте не нашлось тело, то власти так бы и были уверены, что она где-то трудится, отрабатывая долг или наоборот, сбежала от долгов в Чикаго или Милуоки, как поступают десятки молодых индейцев из глухих уголков резерваций.

пропавшую Кейтлин Келли искали полгода. Её останки нашлись в самой резервации

И, тем не менее, индейцы-меномини — стопроцентные американцы. Они очень поддерживают  общеамериканскую национальную идею о победе США во второй мировой войне. Дело в том, что алгонкинские языки очень сложны для изучения. Поэтому индейцев меномини с большим удовольствием принимали в американскую армию в качестве связистов. Они просто передавали друг-другу данные на своем языке. Разумеется в алгонкинском не существовало современных военных терминов, а использовать английские слова для их обозначения было нельзя, поэтому, как рассказывали ветераны, танки назывались «тараканами», самолеты «воронами», а пушки иногда называли даже «медведями».

памятная медаль в честь связистов из племени Меномини

Неудачей шесть лет назад окончилась попытка администрации резервации выращивать коноплю для промышленных и медицинских целей. Налет Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков положил конец бизнесу. 30 000 растений были сожжены, а администрация получила жесткое предупреждение.

Особенно полезно будет нашим лидерам коренных народов посмотреть на этнотуризм американских индейцев. Более ста лет в основных резервациях США предприиимчивые индейцы и белые строили сферу развлечений с этноуклоном. Там перепробовали всё, но сегодня по всей стране этнотуризм представляет из себя пару праздников в каждом штате. На эти праздники приезжают местные жители и местные спонсоры устраивают вполне однообразные фестивали с большим шествием. Даже название для большинства из них однообразное — «Пау-вау».

Фестивали меномини похожи на ительменский Алхалалалай — основой праздника является танцевальный марафон. Для индейцев Меномини эти праздники скорее повод нарядиться и раскраситься, чем продать свои сувениры. Так что этнотуризм как отрасль экономики не оправдал себя и в США.

Пау-Вау в резервации Меномини

В общем модель построения райской жизни для индейцев в резервациях, по моим ощущениям, нежизнеспособна. У федеральных чиновников не было и нет задачи обеспечить индейцев работой, племенная аристократия, тоже занята набиванием собственных кошельков, молодежь, не видя перспектив уже много поколений сбегает в крупные города. И это речь о народах численностью по 150-300 тысяч человек. Если бы меномини было 5 тысяч человек — они исчезли бы еще в начале 20 века.

 

 

 

Добавить комментарий

Translate » Перевод