Новый интересный формат популяризации культур коренных народов впервые опробовали в Томской области. «Школа юного экскурсовода» оказалась не школой, а очень полезным форумом. Школьники из разных регионов разработали интересные экскурсии, приехав на территорию проживания коренного народа. Их свежий взгляд и понимание интересов ровесников очень изменили представления профессионалов сферы туризма в Томской области о том, каким должен быть этнотуризм для молодежи

На озере Светлое в Томской области, современные селькупы приветствовали участников финал Всероссийской «Школы юного экскурсовода», на который приехали более 20 школьников из 8 регионов Российской Федерации.

Приветствуя юных исследователей, селькупы устроили гостям настоящий праздник в кедровом парке. А в селе Парабель участников финала ждало знакомство с традициями селькупов в музее традиционной под открытым небом «Чумэл чвэч» на Оськином озере.

«Томская область стала первопроходцем развития нового направления в туристско-краеведческом образовании детей – изучение через погружение в среду проживания коренных малочисленных народов и создание экскурсионных проектов в ходе совместной работы взросло-детских команд, — отметил в приветственном слове заместитель руководителя центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей Владимир Омельченко. – и этот успешный опыт мы будем транслировать в другие регионы России».

Все участники проделали огромную подготовительную работу. Перед тем, как прилететь на землю селькупов, юные краеведы собирали информацию на рекомендованных организаторами ресурсах, среди которых самым востребованным оказался сайт Томской региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Томской области «Колта Куп» (Обской человек), на котором в свободном доступе размещены образовательные видеосюжеты о традиционном образе жизни коренных малочисленных народов Томской области.

Уже на Томской земле юные экскурсоводы собирали информацию в местных музеях и работая со специалистами, носителями языка и культуры коренного народа. На языковых мастер-классах ребята познакомились с селькупской азбукой, грамматикой, попробовали свои силы в переводе приветственной песни. Национальные костюмы и бубны, танцы, песни, сказки и легенды не только украсили программу, но и создали благодатную почву для исследовательской деятельности. Экскурсии в краеведческие музеи Колпашево и Парабели, музей Боевой и трудовой славы имени И.М. Деменина в Парабели, музей Колпашевской школы № 4 обогатили участников Школы новыми краеведческими, этнографическими знаниями, создав серьезную базу для разработки проектов.

Серьезная теоретическая подготовка в своих образовательных организациях, практическое погружение в культуру и быт коренных малочисленных народов Севера Томской области во время двухдневных выездных школ на территории традиционного проживания народов, завершилась разработкой проектов экскурсионных маршрутов, которые финалисты защищали на итоговом Круглом столе.

В Областном центре дополнительного образования 28 августа участники Школы представили членам жюри, представителям коренных малочисленных народов Севера Томской области, организаторам Всероссийской Школы 10 экскурсионных маршрутов, из них два в онлайн-формате защищали ребята из Ленинградской области.

Заместитель начальника Департамента общего образования Томской области Елена Вторина, приветствуя участников финального мероприятия, подчеркнула: «Департамент общего образования Томской области создает открытую образовательную систему, и мы рады, что вы, ребята из других регионов Российской Федерации, присоединились к уникальному проекту, организованному на территории Томской области, и сегодня мы совершим путешествие по Томской области вашими глазами юных экскурсоводов».

В ходе выступлений финалисты познакомили с наследием кулайского народа, рассказали о традиционном экологичном природопользовании селькупов, об уникальном фольклоре этого народа и его отражении в географических объектах, провели сравнительный анализ традиций, обрядов, обычаев коренных малочисленных народов Севера Томской области и Республики Алтай.

Как рассказала старший методист Центра туризма и краеведения Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей Наталья Ремизова: «Впечатлило, что выбранные командами темы экскурсий ни разу не повторились, каждая команда запомнилась своим индивидуальным стилем представления, а лидеры оказались лидерами по всем критериям – исторической достоверности, продуманности экскурсионного маршрута, по тому, как держались перед публикой, отвечали на вопросы, использовали национальные костюмы и их элементы и другим критериям».

Победителем финала «Школы юного экскурсовода» Всероссийского конкурса юных экскурсоводов стала команда из Санкт-Петербурга – Белобородова Елизавета, Иванова Марфа, Попова Анна, обучающиеся историко-краеведческого клуба «Петрополь» Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, руководитель – педагог Елена Стальмак. Команда из культурной столицы России пригласила в путешествие в тайгу, раскрыв секреты выживания в тайге от селькупов и эвенков.

Второе место завоевала команда из Кемеровской области – Кузбасса, обучающиеся Дома детского и юношеского туризма, экскурсий из города Киселевска Гибельгаус Дарья, Семенова Ирина, Сивак Анна. Руководитель — Андрей Тараканов, заведующий методическим отделом Кузбасского центра детского и юношеского туризма и экскурсий. Экскурсионный маршрут обладателей «серебра» Всероссийской Школы погружает в тему, касающуюся добычи, обработки и приготовления пищи селькупами.

Бронзовые медали и кубок завоевала команда Удмуртской Республики из города Ижевска: Ларионов Леонид из Школы безопасности имени Героя Советского Союза Блинова П.Ф., Мальгинов Артем, занимающийся во Дворце детского (юношеского) творчества, Мухаметьзянов Дамир, учащийся СОШ № 20.

Все команды отмечены дипломами в дополнительных номинациях:

«Лучший культурно-просветительский маршрут» — команда Оренбургской области;

«Сохранение и продвижение исторической памяти коренных малочисленных народов Сибири» — команда Республики Алтай;

«Лучший маршрут по популяризации духовных ценностей коренных народов Сибири» — команда Томской области;

«Маршрут, погружающий в историю современных народов Сибири» — команда Республики Башкортостан;

«Самый оригинальный экскурсионный маршрут (Иванкинские окна)» — команда Колпашевского района Томской области

«Лучшая виртуальная экскурсия» — команда Выборгского района Ленинградской области;

«За стремление погрузиться в культуру селькупского народа» — команда Кенгисеппского района Ленинградской области;

«За информационное сопровождение финала «Школы юного экскурсовода» Всероссийского конкурса юных экскурсоводов» — команда детского туристского медиацентра, г. Челябинск

На подведении итогов «Школы юного экскурсовода» участники поделились своими впечатлениями. Елизавета Белобородова из Санкт-Петербурга: «Я осознала, насколько важно сохранять традиции и культуру каждого малочисленного народа нашей страны».

Марфа Иванова добавила: «Я узнала, что такое командная работа и увидела, какая у нас красивая страна! Ещё раз убедилась, как много хороших, надёжных, творческих людей живут в каждом уголке нашей Родины, как важно встречаться, делиться опытом, работать на общее дело. Мы получили радость от хорошо сделанной работы и теплого общения».

«А главный результат проекта – подытожила Елена Вениаминовна Вторина. — школьники из других регионов уезжают домой с желанием вернуться на Томскую землю и продолжить исследовательскую деятельность, искренне благодаря всех, причастных к проведению «Школы юного экскурсовода».

Организаторами проекта выступают: Министерство просвещения Российской Федерации, ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей», Департамент общего образования Томской области, ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования» в рамках реализации проекта «Всероссийский конкурс «Школа юного экскурсовода» — победителя конкурсного отбора Министерства просвещения РФ на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета на проведение мероприятий в сфере патриотического воспитания детей и молодежи в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».

Информация с сайта Ассоциации «Колта Куп» («Обской человек»)

Добавить комментарий

Translate » Перевод