Праздник у подножия великой горы Мунку Сардык по традиции, проходит всегда в середине сентября – после сбора урожая и заготовки сена

Представители разных родов сойотов съедутся на место праздника и будут соревноваться в метании аркана и набивании тэбэга, станут готовить ячье мясо. Традиционно, подготовку костюмов, запаса продуктов для поездки и сговор о совместном пути сойоты начинают в августе.

Пастухи оленей и снежных верблюдов

Этническая история сойотов, как одного из самодийских племен, берет свое начало в середине 1 тысячелетия до н.э. Они занимали обширные территории с юга от озера Хубсугул до берегов реки Селенги на востоке. Само название народа связано с местом исторического обитания его далеких предков – предгорий Саян. Существует версия, что слово «сойон» означает «острый клык».

Земля, окруженная скалистыми горами, была непригодна для возделывания. Поэтому сойоты традиционно жили разведением оленей и яков. Предки этого народа приручили диких животных и перегоняли свои стада с места на место по несколько раз в год. Шкуры животных использовали для утепления жилища, изготовления одежды и обуви, выделки кож, мясо употребляли в пищу. Олени использовались также в качестве транспорта, что позволяло открывать новые охотничьи угодья.

В советское время оленеводство и яководство были ликвидированы как неперспективные отрасли животноводства, что нанесло большой урон сойотским поселениям. Однако какое-то поголовье этих животных все же удалось уберечь от ножа и скрыть в непроходимых горах.

В современной России окинские аборигены стали возрождать традиционные промыслы как часть своей самобытной культуры. Кроме того, теперь на их пастбищах, помимо оленей и яков, можно встретить еще и хайнака – мохнатую помесь яка и домашней коровы.

Таким образом, современные сойоты, как и их предки, периодически уводят свое рогато-мохнатое хозяйство на подкорм в предгорья, а летом трудятся на добыче «зеленого золота» – так окинцы называют сенокос и заготовку корма для скота.

Другим основным занятием сойотов была и остается охота. При этом у них существует своеобразный кодекс охотника, основанный на древних шаманских верованиях. Например, во время охоты на медведя или кабана они молчат, поскольку верят, что эти животные понимают человеческий язык. Убивать птиц, в особенности лебедей и ласточек, запрещено: первые – парные птицы, и при потере своего партнера оставшийся лебедь проклинает убийц, вторые – общаются с небесными божествами.

Перед тем, как убить животное они просили у него прощения за то, что отнимают его жизнь. По сей день сойоты свято верят, что всё связано между собой незримыми нитями, каждое живое существо имеет душу, а всё окружающее – своего хозяина, духа, который все видит и непременно накажет за вредительство без причины.

 

Кроме того, сойоты неосознанно применяли свод важных для экологии правил: не убивали зверей целыми выводками, охотились только в сезон и делали перерывы в освоении охотничьих угодий, не использовали железные капканы и силки. Многим из этих заповедей они следуют и сегодня.

Древние сойоты были кочевниками и ввиду своего образа жизни не имели постоянного жилья. Они сооружали из тонких жердей остроконечный шалаш, который летом покрывался корой деревьев, а зимой – оленьими шкурами. С приходом бурят на территорию Саянских гор сойоты переняли для себя навыки строительства монгольской юрты.

Очень интересно жилище было обустроено изнутри: в верхней части размещалось окно, под которым располагали очаг. Хозяйке дома отводилась правая половина, где она хранила свои личные вещи, домашнюю утварь и продовольствие. Левая часть была предназначена для мужского хозяйства – орудий и оружия, шкур и пушнины. Для гостей также было специальное место – на противоположной от входа стороне рядом с домашними идолами.

В древние времена патриархальный уклад жизни не давал сойотским женщинам никаких прав, она занимала зависимое положение. Им запрещалось поворачиваться спиной к гостям, супругу и даже огню, проходить в переднюю часть жилища, считавшуюся наиболее почетной. Есть сведения, что им обривали голову – носить волосы позволялось только мужчинам. Конечно, сегодня жизнь сойотских женщин – намного проще.

В настоящее время сойоты селятся в небольших четырёхугольных домах из дерева или кирпича с треугольной крышей. Не испорченные суетой и нравами развитых населенных пунктов сойоты – очень открытый и добродушный народ. Туристы утверждают, что двери в сойотских поселениях почти никогда не запираются на замок: уезжая по делам, хозяева лишь подпирают дверь толстым поленом, чтобы звери не растащили продукты.

Трапезничая с духами

Так как основными промыслами сойотов были и остаются охота, а также разведение оленей и яков, их основной пищей являются мясо и молоко.

Куски разделанной туши варят, жарят, а также солят, вялят и коптят, заготавливая на зиму. Из высушенного мяса охотники также делают порошок, чтобы было легко хранить и готовить в походных условиях. Используются и субпродукты, в частности, губы и язык оленя считаются деликатесом. В былые времена, заливая в кишки животного кровь с нарезанными кусочками желудка, почек и легкого, готовили колбасы.

Рыбу сойоты стали ловить и употреблять в пищу после появления на окинской земле русских. Прежде считалось, что есть её – грех, поскольку это «водяные черви» – водяные духи.

Из молока оленей и яков сойотки готовят мягкий сыр, водку, сушеный творог и прочие молочные продукты, пекут на его основе лепешки. Одним из традиционных национальных блюд являются «позы» – они похожи на узбекские манты, однако по форме напоминают юрту.

Священной ритуальной пищей считается «саламат» – своеобразная похлебка или каша из муки грубого помола, сваренная в сливочном масле. Несколько ложек этой каши дают ощущение сытости на долгое время. Это блюдо и сегодня готовят по праздникам и прочим торжественным случаям.

Отправляясь на охоту, сойоты готовят «зутаран сай» – питательный напиток из обжаренной на масле муки с солью. При этом, заваривая этот чай, сойоты проводят традиционную церемонию – брызгают приготовленной смесью в стороны света и в небо, чтобы заручиться поддержкой духов природы в своем предприятии.

Аналогичный ритуал жертвоприношения или угощения духов проводят и сойотки, прежде чем занести надоенное молоко в дом. Однако при этом нельзя пролить ни капли больше. Также отпить молока давали отправлявшимся в долгий путь, а затем брызгали им вслед, желая таким образом белой дороги.

Новая страница народной истории

Возрождение обычаев сойотского народа началось в современной России. Одной из восстановленных после долгих лет традиций стал праздник «Жогтаар», что переводится как «встреча». Это своеобразный слет охотников, который проводится каждые два года.

В рамках этого мероприятия сойоты подводят итоги проделанной работы, намечают планы на будущее, а также меряются силами и сноровкой в борьбе и состязаниях по тэбэку (аналог лянги), метанию аркана, стрельбе из лука, прыжкам через нарты (сани для езды на оленях и собаках), ломанию хребтовой кости, переносу камня и перетягиванию каната.

Кроме того, отдельно проводятся конкурсы прикладного искусства, демонстрации традиционного жилища, выставки детских рисунков и фотографий, где можно увидеть как современные работы, так и старинные снимки из семейных архивов – все это исторический материал о жизни сойотов.

Получил надежду на жизнь и древний сойотский язык, который в результате миграции на Саянскую землю тюрков, а затем бурятов практически исчез из обихода. В начале 2000-х годов ученые-лингвисты после многолетних исследований разработали алфавит для сойотского языка, составили русско-бурятско-сойотские словари, по которым в школе села Сорок началось преподавание почти утраченного языка.

Сегодня, кстати, это государственная республиканская школа-интернат. Здесь живут и учатся дети сойотов из разбросанных по округе Окинского района сойотских поселений. При этом их расписание состоит не только из привычных школьных предметов – оно предполагает и всестороннее развитие. Учителя Сорокской школы создали детский этно-экологический центр «Согуун» («Стрела») с тремя кружками – художественно-эстетическим, печатно-информационным и эколого-краеведческим. Педагоги ставят перед собой ответственную задачу – привить детям любовь к древним обычаям и традициям, воспитать бережное отношение к истории и культуре своего народа.

В свою очередь сойотские дети, не имея сотовых телефонов и компьютеров, прилежно учатся, с удовольствием изучают прыгучие танцы оленеводов и сарлыков (яков), поют о природе, играют на национальных музыкальных инструментах, занимаются народными ремеслами и пошивом национальной одежды, а также участвуют в конкурсах, представляя свой уникальный народ. Собираясь на выходные в родное село, они очень часто пешком преодолевают десятки километров, чтобы помочь своим родителям по хозяйству.

В этой же школе работает музей «Сылтыс» – единственный в районе, который имеет статус «Школьный музей России». Среди экспонатов здесь можно увидеть уникальные предметы быта, орудия труда и охоты древних сойотов – подвешенную к потолку на кожаных ремнях старинную детскую люльку с прорезью для малой нужды, походный казан на треножнике «ембэ», женское платье, кожаные сумки, берестяные сосуды для хранения продуктов и прочее.

В 2019 году в селе Орлик свои двери распахнул Центр сойотской культуры и народного творчества. В него входят детская школа искусств, музей истории сойотской культуры, мастерская декоративно-прикладного искусства и народного художественного творчества.

Кстати, одним из сохранившихся ремесел древнего народа является создание традиционных свалянных из шерсти яков матрасов и ковров. Немногочисленные мастерицы обучают молодых девушек и туристов этой кропотливой работе: животных пропускают через узкие ворота, полученную в результате этого шерсть отбивают палкой на протяжении целого дня, окуривают можжевельником, приговаривая «волшебные» слова, а потом долгие часы валяют, прикладывая клочки окрашенной шерсти по задуманному орнаменту. Делается все это с песней.

Сегодня представители этноса являются последователями буддизма, который распространился с приходом на эту землю бурят. Однако новое верование тесно сплетено с традиционными взглядами и обычаями – много веков сойоты поклонялись духам окружающей природы. По сей день в поселениях этого народа живут шаманы, которые проводят древние обряды.

Объектом особенного почитания являются горы – для сойотов это центр мироздания, который связывает людей с высшими небесными божествами. Каждая священная гора имеет свое имя, по которому к ее духу обращаются во время ритуалов. Одним из них является традиционный молельный обряд, посвященный вершинам 13 Саянских гор. Для ритуала шаман разводит священный костер на одном из склонов горы и, вознося молитвы духам-покровителям вершин, окуривает окрестности ветками можжевельника. Затем у подножия священной горы выбирают примечательное дерево –»мургэл», на котором вешают ленты, как просьбу о благополучии.

А отправляясь в путь, современные сойоты непременно поспешат остановиться у этого ритуального дерева, чтобы совершить обряд «обо тахилга» – попросить у духов гор благословения, угостив их (побрызгав в стороны) ритуальной пищей и завязав на нем свой лоскуток ткани белого цвета – символ светлой дороги. Охотники вешают на дерево красный лоскуток, чтобы охота была успешной.

Нетронутый уголок первозданной природы

Долгое время земля сойотов оставалась обособленной от внешнего мира. Сегодня туристы называют этот окружённый горным кольцом регион с уникальной природой и сохранившимися национальными традициями Малым Тибетом.

Примечательным местом для гостей региона является священный для сойтов перевал Нуху Дабан, что означает «ворота». Они образовались естественным образом по центру массивной каменной плиты. Однако легенда гласит, что этот проход прорубил своей стрелой эпический герой Гэсэр-хан во время охоты за лисицей. Здесь совершали обряды и «кормили» духов мясом и молоком взамен на их благосклонность, брали камни в качестве талисманов.

Также туристов водят к Долине потухших вулканов, а любителей водных видов спорта могут заинтересовать огромное количество ручьев, рек и озер, которые зарождаются в горах Восточного Саяна. В частности, здесь занимаются экстремальным сплавом по воде – рафтингом.

А высоко в горах Восточного Саяна – на высоте более 1500 метров – расположена туристическая база «Шумак». Горный курорт известен своими целебными минеральными и геотермальными источниками – их здесь более 100, о силе которых слагают легенды. Ежегодно это место с природой первозданной красоты и особой энергетикой привлекает тысячи туристов, желающих восстановить силы и здоровье.

Однако туристы приезжают сюда не только для того, чтобы узреть пейзажи суровой красоты и покорить горные вершины. Их привлекает также история уникального народа, который жил здесь испокон веков. Наведавшись в поселения сойотов, можно посетить ферму по разведению оленей и яков, попробовать себя в верховой езде на олене и надоить кружку молока хайнака (мохнатая помесь коровы с яком), понаблюдать за процессом обработки шкур и их дубления на дыму (это придает коже цвет без химической краски и защищает от насекомых). А главное такое путешествие дает возможность научиться ценить природу и жить с ней в ладу.

Использован текст Подробно.uz, фото Александра Химушина и фото из общедоступных источников

Добавить комментарий

Translate » Перевод