Есть несколько коренных народов у нас в стране, которые осознали себя народами лишь в 20 веке, после того как наука и государство сообщили им об этом
Таковы некоторые народы Крайнего Севера, а на Дальнем Востоке есть народ тазы, который начал зарождаться всего 150 лет назад.
В середине 19 века в российском Приморье появились в большом количестве группы китайских мужчин-промысловиков. В основном это были артели из 5-10 человек, выходцы из северного Китая, говорившие на пекинском диалекте. Они жили по нескольку месяцев в поселках дружелюбных нанайцев, удэге, орочей и ульчей. Случалось, что дарили свою любовь местным барышням, а некоторые, так даже оставались жить навсегда, оценив простые нравы и приветливость жителей уссурийской тайги и низовьев Амура. В селах, где китайцев было особенно много, во второй половине 19 века для детей от смешанных браков, говоривших по-китайски появилось название «тадзцы», что в переводе примерно означает «смешанная кровь». Постепенно «тадзцы» начали держаться вместе, учить детей своему языку и культуре. Сегодня их осталось всего 400 человек.
Как живут современные тазы «Ленте.ру» рассказал главный научный сотрудник отдела этнографии и антропологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН, доктор исторических наук Анатолий Старцев.
«Лента.ру» Как тазы появились в регионе и к какому этносу они относятся?
Анатолий Старцев: Дело в том, что возникновение тазов связано с появлением китайских отходников на территории Приморского края во второй половине XIX века. Они были и раньше, но в малых количествах, а потом целые группы китайцев начали пытаться осваивать территорию Дальнего Востока. Это были промысловики — среди них не было хлеборобов и земледельцев. И это были только мужчины. Сначала они селились небольшими группами по несколько человек в аборигенных селениях, где жили нанайцы, удэгейцы и орочи. Больше всего отходников жило среди удэгейцев и нанайцев.
Считалось, что тазы — это ассимилированная группа удэгейцев, которые перешли на язык китайцев. Как происходил этот процесс ассимиляции: я говорил, что китайские отходники приходили без женщин, их там вообще не было. Сами понимаете — молодые мужчины приходят к аборигенкам, женятся на них, ну, вернее, сходятся с ними, и женщины рожают детей, которых называли «смешанными детьми» — не китаец, не удэгеец и не русский. И эти вот дети, рожденные со второй половины XIX века, стали называться «тадзцы», или «дацзы». Переводится как «кровосмешанный человек». Русские это слово превратили в этноним «тазы».
Я когда проводил исследование, обратил внимание на то, что у них имеется терминология не похожая ни на китайскую, ни на корейскую, ни на нанайскую. У них не такие, как у удэгейцев, а совершенно другие слова от какого-то древнего языка. Я считаю, что в начале нашей эры, в третьем столетии, существовал народ татары (но не те, что живут в Татарстане), и тазов можно относить к осколкам этого древнего народа. А уже в XIX столетии названия стали переносить на детей, рожденных от китайцев.
При советской власти там был организован колхоз имени Горького, в настоящее время местные предприниматели пытаются создать общину, и все. [Председатель Союза коренных малочисленных народов] Валентин Андрейцев пытается в низовьях реки Авакумовки организовать тазовский музей под открытым небом, консультируется со мной.
Какую культуру китайцы принесли аборигенам?
Китайцы были только собирателями — добывали женьшень — и охотниками. Рыбалка их интересовала постольку-поскольку, а добыча пушных животных интересовала сильно. На хозяйственную деятельность они практически не оказали влияния, а вот на язык — да. Тазы практически полностью перешли на китайский язык, потому что китайцев было так много, что они оказывали большое влияние. Тем более в том поколении, которое появилось с конца XIX и в начале XX века. Исследователи тунгусского языка говорили, что у тазов китайский язык с пекинским диалектом.
Какие традиции сохранили тазы?
Сохраняются традиции свадебные, они выражаются в особых нарядах — у женщин колпаки, особая прическа. Есть и похоронные обряды. Я делал зарисовки практически с натуры, но дело в том, что тазы очень ревностно относятся к вторжению в их духовную культуру, поэтому я не мог очень внимательно рассмотреть процесс, только издали.
Мертвого уносят на кладбище, он лежит на доске (если русские обычно делают гроб, то у тазов вместо гроба широкая доска сантиметров 60-70 шириной и длиной в человеческий рост), полностью одет в национальную одежду, и руки не на груди, а вдоль тела.
И делается не просто продолговатая могила, а еще и холмик-курган. Невысокий, примерно с метр. В центре у него что-то типа памятника. Раньше у каждого рода было свое родовое кладбище, но сейчас их нет. Хотя я застал время, когда в Михайловке только начинали появляться кладбища, и там были похоронены всего два человека из рода Фуэнцунов. Позднее на нем стали хоронить других людей. Что интересно — слева лежат Фуэнцуны, справа Кимцины. А дальше вглубь кладбища есть общие места, где хоронят всех.
Верования у тазов чем-то напоминают и китайские, и удэгейские, и нанайские. Но дело в том, что удэгейцы, нанайцы, орочи — тунгусо-маньчжурская группа, и в основе верований у них находится анимизм, верования в сверхъестественных духов и силы природы.
По их воззрениям, окружающая человека природа — живая. Это не просто трава, горы, лес — это все живое и имеет свою душу, все слышит тебя, может говорить. Но только надо природу понимать
И считалось, что аборигены все это понимали. Каждая гора имела своего хозяина. Сначала всегда дается название местности, а если хочется назвать ее хозяина, надо добавить к нарицательному названию горы, зверя или птицы слово адзани, хозяин. Всех этих хозяев объединяет хозяин тайги. У удэгейцев он называется онку. В воде существует свой хозяин, водяной дух ганихи.
Кроме этого у тазов, удэгейцев, нанайцев и орочей есть шаманы. Это люди, которые управляют сверхъестественными духами. Они могут попросить духа, чтобы тот не делал человеку плохо, или приказать сделать зло. У тазов и удэгейцев шаманизм примерно на одном уровне.
По фольклору — у тазов есть легенда о том, как охотник пришел к удэгейцам и тазам и объявил себя богом. Люди поверили ему. И как мне удалось доказать, главный герой легенды являлся императором золотой империи Улу, это легенда о войне двух императоров.
Как они относятся к окружающему миру, к другим народам?
Так как они анимисты, они природу жалеют. Как раз в конце 1980-х — в начале 1990-х годов проходили вырубки тайги, и они выступали против этих рубок. Председатель сельского совета, самаргинский удэгеец Аркадий Каза на одном из заседаний крайисполкома в Приморском крае встал и заявил: «Будете рубить лес — удэгейцы выйдут с оружием в руках и будут стрелять по лесорубам». В итоге получилось так, что хотели лесорубы пройти через верховья реки Бикина и спуститься ниже, а им не дали это сделать, потому что вслед за самаргинскими удэгейцами бикинские удэгейцы с казаками организовали патрулирование тайги с оружием в руках, выгоняя лесорубов.
Я не слышал, что тазы плохо относятся к русским. В Михайловке в настоящее время половина русских жителей, большинство мужчин и женщин женаты на русских. Я ни разу не слышал, чтобы у тазов были с ними какие-то конфликты.
С туристами они не сталкиваются?
Туризма нет. Я уже говорил, что в низовьях реки Авакумовки, где стоит Михайловка, хотят строить музей под открытым небом. Но для этого нужны деньги, сами понимаете. А кто их даст?
А что насчет языка?
Язык сейчас исчезает. Практически нет людей, говорящих на языке тазов, звучит только отдельная терминология. Говорят в основном на русском, довольно чисто.
Ходят они в местную школу, оканчивают восьмилетку. Собирались сделать 11 классов, но детей в основном увозят в интернаты доучиваться.
Какое в целом у вас впечатление о тазах?
Работая с ними, я не ощущал какого-то пренебрежения, народ показался довольно гостеприимным, это их особенность. Зайди в любой дом — всегда предлагают чай, обед. Это малопьющий народ. То есть они выпивают, но не много.
Тазы меня знали, поскольку я постоянно публиковался в газетах в защиту тайги, выступал против рубок леса. Поэтому куда бы я ни приезжал, а раньше я очень часто посещал удэгейские селения, меня узнавали. И знали, о чем я пишу.
Некоторые считают тазов не очень контактными, но это может быть связано вот с чем: как ты себя поведешь, так и к тебе будут относиться.
Текст Майя Гавашели , фото Алена Шилоносова «Лента.ru«