Была в СССР всесоюзная здравница — Кавказ, всесоюзная житница — Кубань и всесоюзная что? … Правильно — всесоюзная помойка — Таймыр

Понятие «накопленный экологический ущерб» сегодня известно даже школьникам. Особенно большой ущерб накоплен за последние 70 лет в бассейне реки Пясина на Таймыре. И это неудивительно — в верховьях реки, на озере, из которого она вытекает, расположен один из крупнейших промышленных районов мира — Норильский промрайон.

С сороковых годов прошлого столетия, когда на планете об экологии задумывались мало, этот промышленный узел уже загрязнял реку. Он работал на благо огромной страны, обеспечивал заказами заводы во всех республиках, чтобы латыши и украинцы могли благоустраивать свои города, а у киргизов и эстонцев в домах появлялись радиоприемники и телевизоры.

Загрязнение на Таймыре накапливала вся огромная страна — СССР. В 90-е годы, когда после развала экономики уже российские власти стали восстанавливать промышленность на Таймыре, начали строить очистные сооружения, перепрофилировать производство на более экологичные технологии. Автор этих строк, сам в рядах журналистов-экологов боролся с заскорузлым постсоветским менеджментом норильских заводов и, даже, был вынужден уехать с Таймыра.

В 21 веке наследие СССР, который со времен грузина Сталина и украинского пролетария Хрущева пытался сделать Таймыр всесоюзной помойкой преодолели — был полностью реконструирован производственный цикл Медного завода, построены очистные комплексы на других предприятиях. Началась работа по ликвидации старого, накопленного за 50 лет существования СССР ущерба.

Но лопнула бочка с солярой.

Все последствия «Норникель» уже второй год ликвидирует за свой счет. Провел все придуманные человечеством экспертизы, включая первую в мировой истории настолько масштабную этнологическую экспертизу, что в ее рамках были проведены исследования по трем методикам расчета ущерба сразу. Производятся выплаты коренным народам. (И, чего греха таить — платят даже тем из них, кто на реке Пясине и не бывал никогда в жизни, учитывая тот самый «накопленный ущерб»). Началась масштабная проверка и замена всех емкостей, которые могут разрушиться от таяния вечной мерзлоты или по другим причинам. Но в нашей стране не может быть все так просто, недостаточно просто исправить ошибки и ликвидировать последствия. Нужно еще защититься от желающих попиариться на трагедии или получить новые звезды на свои чиновничьи погоны.

Енисейское управление Росрыболовства подало в Арбитражный суд Красноярского края иск по факту загрязнения водной системы реки Пясина к Норильско-Таймырской энергетической компании на 58,65 млрд рублей.

Представитель «Норникеля» заявил, что компания считает размер ущерба «необоснованно завышенным» и намерена оспаривать иск и методику расчета в суде, как только получит соответствующие документы. В компании подчеркнули, что оценка ущерба «многократно выше результатов расчета, проведенного в ходе исследований специализированных научных учреждений об оценке влияния аварийного разлива на водные биоресурсы».

Я решил спросить мнения специалистов. И, оказалось, что мнения ученых, с первого дня находившихся в зоне аварии и делавших первые заключения по итогам ситуации таковы:

«Сумма штрафа за разлив одной емкости, пусть даже большого размера, похоже, завышена. Вероятно, специалисты федерального ведомства решили воспользоваться ситуацией, чтобы решить как можно больше проблем загрязнения Арктики, накопившихся за все десятилетия промышленного освоения, — сказала доктор экономических наук Ирина Самсонова, участник научной комиссии этнологической экспертизы по факту ЧС на ТЭЦ-3 г. Норильска, — Вероятно, необходимо пересмотреть методики доказательства исчисления ущерба, который был нанесен природе. Например, в рамках этнологической экспертизы мы не можем учитывать все беды, которые испытал тот или иной коренной народ за сотни лет своего существования, мы исследуем реальный ущерб, возникший в результате реальных событий.»

Если ситуация с разливом дизтоплива решается в рамках цивилизованных мероприятий — проведения экспертиз и прозрачности на всех этапах, то и сотрудникам госструктур необходимо стремиться к этому в своей деятельности.

«Такого количества научных исследований, какое проведено в бассейне реки Пясина за прошедший год, не видел, наверное ни один регион мира. После экологической и этнологической экспертиз на Таймыр прибыла представительная «Большая Норильская Экспедиция», участники которой уже более года группами работают на территории, — сообщил ответственный секретарь научной комиссии по этнологической экспертизе, руководитель проектов «ПОРА» Андрей Иванов, — Все результаты работы ученых экологов, ихтиологов — в доступе у специалистов «Норильского никеля» и, они имели возможность посчитать ущерб, который нанесен реке Пясина. Если они оспаривают суммы штрафов Росрыболовства, значит у них есть достаточная научная база для этого. Штрафы могут быть снижены решением суда.»

Дм.Белов

фото про «Норникель» из открытых источников

Добавить комментарий

Translate » Перевод