Депутат Сергей Сизоненко из Красноярского края выступил на федеральной экспертной площадке с предложениями поддержать отрасль крупностадного оленеводства. Среди прочего, он рассказал о необходимости поддержать ветсанмероприятия — людьми, финансами, оборудованием…

Состоялось знаковое заседание заседание дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики («ПОРА») на тему: «Первичная переработка и хранение биоресурсов  в Арктической зоне РФ». Модератором выступил координатор Экспертного совета ПОРА Александр Воротников.

Как обычно, уровень экспертов был очень высок и обсуждение получилось весьма полезным.

Переработка и хранение продукции рыболовства и оленеводства сегодня имеет много нерешенных вопросов, что, в системе мешает, традиционной хозяйственной деятельности общин и семей, — сказал участник заседания вице-президент по правовым вопросам АКМНСС и ДВ РФ Сергей Сизоненко, начиная свой доклад о вопросах ветеринарного обеспечения традиционного оленеводства.

Заседание получилось более чем представительным, помимо Сергея Сизоненко, который представил крупнейшую организацию КМНС, в нем приняли участие представители общественных объединений коренных народов КМНСОЮЗ (Антонина Горбунова) и Совет общин КМНС (Роман Калитин), представители правительства Саха (Якутии), представитель РФ по вопросам коренных народов в Арктическом Совете Михаил Погодаев, ученые из Центра Арктических и Сибирских Исследований СИ РАН и филиалов ВНИРО.

Здесь уже говорилось о важной роли, которую играет ветеринарное обслуживание оленеводческих предприятий.

Я хотел бы подробнее остановится на действиях, которые необходимо предпринять для улучшения обстановки.

Мясо гарантированного качества, как мы все понимаем, возможно только при четко работающей системе ветеринарного обслуживания.

Далее депутат Сизоненко рассказал об основных направлениях развития поддержки ветеринарного обслуживания оленеводства на Таймыре: «В Красноярском крае ветеринарное обслуживание уже несколько лет назад было передано в ведение регионального агентства по делам коренных народов. Благодаря агентству, работа в целом приобрела более системную и спланированную форму. Начались процессы грамотного биркования оленей, ветслужбы получили стабильные бюджеты на проведение вакцинации и обработки оленей. Но есть несколько проблем, которые нам депутатам предстоит решить на региональном и федеральном уровне.

Первый вопрос, разумеется, финансовый. Представитель Научного центра только что рассказал о жестком лимите летного времени на предстоящую кампанию по вакцинации на левобережном Енисее. Это действительно так. По моим данным, сегодня ветслужбы располагают бюджетом менее 40 часов летного времени на всю огромную территорию. Носковской и тухардской тундр. А это основные поставщики мяса домашнего оленя на Таймыре. Если по причине погоды или изменившегося маршрута перекочевки летного времени не хватит, то не все стада будут привиты.

Необходимы средства и на оплату нужного количества обученных помощников. В этом должна помочь создаваемая система резервистов, которую мы сейчас обсуждаем с руководством района и российского фонда «Арктика», который создает специальный учебный центр для подготовки резервистов из числа жителей арктических поселков. Надеюсь, что появление групп резервистов сделает ветсанмероприятия более качественными и менее затратными. Сегодня по моей инициативе разрабатывается предложение в Министерство сельского хозяйства России по созданию грантовой системы для резервистов и волонтеров из числа коренных народов, участвующих в сезонных работах по развитию оленеводства.

Второй Важной и нерешенной проблемой остается производство оборудования для оленеводства. Например, устройство коралей для обработки стада, изготовление другого интрументария ветеринаров и оленеводов  требует своего внимания. Я считаю необходимо, чтобы на федеральном уровне существовало научно-производственное предприятие, которое сможет размещать заказы на промышленных предприятиях и комплектовать оленеводческие бригады. Вопрос уже не столько в средствах, сколько в отсутствии единой складской и производственной площадки, к которой могли бы обращаться все предприятия крупностадного оленеводства, и, в первую очередь, ветеринарные службы.

Третьим Важным вопросом остается современная идентификация оленей. На Таймыре несколько раз начиналось биркование оленей бирками для крупного рогатого скота. Это, разумеется, не привело к хорошим результатам. Большая бирка, рассчитанная на спокойную корову, быстро отрывается от уха оленя, который лазит по кустам и зарослям карликовых деревьев в тундре. На учет и биркование должны быть выделены отдельные серьезные средства, если мы хотим получать качественное, учтенное в системе «Меркурий» мясо домашнего оленя. Я предложил бы сделать биркование оленей отдельной федеральной подпрограммой по учету домашнего северного оленя, как важной сельскохозяйственной культуры. И совместил бы с jps-оснащением стад, чтобы облегчить оленеводам поиск потерявшихся групп оленей.

Четвертая проблема – уже решается в рамках программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в Арктической зоне Российской Федерации. Это пересмотр роли общин и КФХ в системе хозяйствования. Дело в том, что руководители общин и КФХ более компетенты, чем оленеводы-частники. Руководители понимают важность вакцинации и своевременной обработки оленей, необходимость содействия всем ветеринарным мероприятиям. Надеюсь, что изменения в статусе общин приведут к возрастанию роли руководителей общин.

Нужно, чтобы при планировании любых действий, связанных с переработкой оленины участники процесса помнили, что начинается производство с ветеринарных мероприятий, — завершил свое выступление депутат Сергей Сизоненко.

Добавить комментарий

Translate » Перевод