Представители вехне-обских коренных народов 6 марта собираются для встречи весны в Томске

В прошлом праздник встречи перелетных птиц и вместе с ним церемония оживления шаманских атрибутов проводился у селькупов два раза в год, весной и осенью, «когда летят утки».

«Это празднование – отголосок древнего шаманского действа обских людей, — рассказывает президент Ассоциации коренных народов Томской области «Колта Куп» Тамара Усатова, — Нынешний праздник мы встречаем мастер-классами по селькупскому языку, играми и песнями. Не остаются в стороне и эвенки. Народы эвенков и селькупов сотни лет живут рядом на Оби и научились встречать многие праздники вместе…»

Обряд оживления проводился с весенним праздником, осенний праздник устраивался не всегда. Церемония длилась до 10 дней и обязательно должна была иметь инициатора. Как правило это был шаман или глава семьи молодого шамана. Он созывал людей и брал на себя определенные расходы по подготовке праздника. 
Главная роль в ритуальной символике праздника отводится кассыль по – священному дереву, которое устанавливалось за жилищем (со священной стороны сыткы) каждого шамана и обновлялось во время праздника. Праздник назывался Порый апсэ: поры (помост – верхняя жертва) и апсэ (приношение – сопричастие). Помимо оживления/освящения шаманских инсигний, во время порый апсэ обновлялись также домашние селькупские духи-покровители. Главным смыслом праздника встречи птиц было всеохватывающее обновление, происходящее после завершившейся зимы.
Первая часть праздника, предшествующая шаманской церемонии – охота на уток. В ней принимали участие все жители – от детей до стариков. Она походила скорее на общинную церемонию встречи птиц, чем на обычный промысел. Убитых уток приносили к домам и развешивали на деревьях. Собранную за два-три дня добычу варили в стоящем посреди стойбища (селения) большом медном котле.
Обряд оживления шаманских инсигний давно не проводится, поскольку уже нет ни новых, ни старых шаманов. Сегодня уток стреляют в одиночку, каждый для себя, а не всем селением, как раньше, и замораживают в морозильных камерах. Общинный, коллективный характер охоты ушёл в прошлое. То есть можно констатировать, что основные элементы праздника потеряны или изменились.
Вот в каком виде этот обряд/праздник существует у современных селькупов:
«Наш старик имел обычай: первая утка летит, он её добывает, толпу соберёт, праздник сделает. Кружку утиного жира (бульона) в костер выливал – угостить-то огонь нужно».
«Флаг красный, белый на березу вешаем. Оленю в уши ленты завязываем. Утку вареную на стол ставят, всей семьей садятся. Косточки никуда не бросают, в кулек собирают и вешают на дерево, чтобы собаки не съели, иначе неудача в жизни будет. Семь рюмок ставят богу на стол. Потом уже все едят. Рюмки потом возле дерева выливают».
«Убить 7 уток, сварить. Поставить 7 чашек с бульоном на стол. Уток вареных поставить отдельно. Если снег лежит, берешь ведро со снегом и ставишь у окна на улице, чтобы утки летящие пили. Берёшь вареные желудки (их отдельно кладут), втыкаешь в них 7 палочек, как на шампур. Кладешь их в отдельный пакет и вместе с косточками уносишь в лес и вешаешь на дерево. В пакетике. Собакам нельзя давать! В этот день оленям уши протыкают и разноцветные ленточки привязывают. На березу белый материал (по полметра) вешают, черный – на кедр, красный – на сосну».
«В детстве в день прилета птиц тарелку с супом ставили на селькупском столике у задней стенки чума, покрытие чума там откидывали. Или столик с супом ставили на две нарты перед или рядом с чумом. Это чтобы духи кушали и нам благоволили. Тоже гостей звали. Бульон из прилетевших уток в этот день был обязательным».
Логично предположить, что главный смысл праздника следует искать в утках, поэтому и бул назван утиным.
В мифологической картине мира селькупов утки – небесные птицы (нут сурыт) – живут около дома «жизненной» старухи Илынты кота, Матери всех селькупов. Ее дом расположен в верховьях реки, в семиямном животворящем болоте, на самом «верху», на юге. В вертикальной картине мира Илынты кота проживает на небе. Старуха-прародительница селькупов имела множество образов, одно из них – священное «небесное лиственное дерево», другое – священное болото. Утки также входили в число главных атрибутов Старухи, поэтому возможна также трактовка образа Матери как священной утки.
Промысел, добыча пропитания всегда были важны для селькупов. Такие перелетные птицы, как гуси, утки, посылались Небесной Старухой с неба. Она через небесную дыру бросала на землю птичьи перья, и они, долетая до земли, становились утками, гусями. Здесь их ловили старухины помощники и костяной иглой пробовали: много ли на них жиру. Если жиру было достаточно, они отпускали уток и гусей людям для промысла.
Действия, проводящиеся во время праздника с органами и костями съеденных уток и означающие захоронение их останков «наверх», т. е. отправку обратно на небо, имеют целью возрождение и умножение утиного поголовья, и в то же время демонстрируют уважение к божественной Матери-утке.
Еще одна важная составляющая селькупского праздника – это весна и соотнесенное с ее приходом обновление природы. В мифологии селькупов смена сезонов также связана с образом священной Матери и зависит от нее.
Празднику не всегда сопутствовала охота на уток. В некоторых семьях этот день отмечался без шаманов, но по правилам, очерченным в шаманские времена. Священное (шаманское) дерево кассыль по – символ селькупской Вселенной – устанавливалось в этот день главой семьи, хранителем шаманских родовых вещей. Обновление дерева означало обновление Вселенной.
Завершая тему селькупского праздника, нельзя не сказать об одном происходящем сегодня процессе, вдыхающем новую жизнь в традиционные обряды и праздники и называемом неотрадиционализмом. То есть традиция, адаптируясь к изменившимся условиям, воспроизводится с обновленным содержанием и с использованием иных способов и каналов трансляции. Национальные культурные центры, музеи и учреждения образования Красноселькупского и Пуровского районов проводят селькупский праздник встречи перелетных птиц как постановочное, сценическое мероприятие с некоторыми элементами обряда и не относящимися к традиционному обряду песнями, танцами, спектаклями, конкурсами, соревнованиями и угощением. Центр национальных культур г. Тарко-Сале устраивает Утиный праздник не только в районном центре, но и ездит с подготовленным шоу в селькупские поселки района. Таким образом, селькупский праздник встречи перелетных птиц сегодня существует в двух формах: как замирающая аутентичная традиция и как имеющая большое будущее неотрадиция.

Подготовила Ольга СТЕПАНОВА,

кандидат исторических наук,

научный сотрудник музея антропологии и этнографии

Санкт-Петербурга.

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод