На портале Яндекс-дзен попадаются интересные материалы о жизни и истории коренных народов. Предлагаем вашему вниманию статью Петра и Натальи Богородских «Зачем эскимосы изобрели батут (цель совсем не та, что пишут в интернете, т.е. не высматривание китов)»

Однажды в Вконтактике я наткнулась на любопытный факт:

 Неожиданно: зачем эскимосы изобрели батут (цель совсем не та, что пишут в интернете, т.е. не высматривание китов)
 
 

И, признаться, не поверила. Звучит это бредово, потому что невозможно рассмотреть кита в море за ту секунду, что ты находишься в прыжке. Проблема в том, что это животное выныривает лишь изредка, и заметить его издалека, даже при помощи бинокля, можно лишь по фонтану, который он выпускает из дыхала перед вдохом.

Ну да ладно, окей. Допустим, целая толпа народа будет прыгать на берегу до опупения, и кому-то везет — человек увидит где-то на горизонте китовую спинку в тот момент, пока кит не скрылся под водой. Но ведь тогда никто просто не успеет до него доплыть, даже если наблюдатели и умудрятся рассмотреть животное с берега. Кит ведь не зависает на месте, и не ждет, пока охотники спустят байдары на воду и до него доберутся.

Смысл охоты в том, что эскимосы на лодках выходят в море, и если кит всплывает недалеко, то они к нему тут же устремляются, гребя изо всех сил, после чего пытаются загарпунить свою добычу. Батуты с прыгающими людьми тут смотрятся как-то совсем неубедительно. Но можно сделать еще одно предположение. Допустим, прыжки служили для того, чтобы высматривать в море своих же охотников. Ну скажем, проверять, все ли лодки на плаву. Такая версия для меня выглядела бы более убедительно, однако и она кажется несколько натянутой.

Этот факт про батут запал мне в память, я регулярно его вспоминала, и мне было ужасно интересно проверить, в чем же реальный смысл прыжков. Правда, как я не искала в поисковиках по словам «эскимосы» и «батут», находилась только версия про китовую охоту.

Но к счастью, я догадалась поменять запрос на «подбрасывание эскимосов на моржовой шкуре». И тут уже появилась иная версия: «это обряд для защиты от эпидемий заразных болезней«.

 
Поселок Унгазик (Чаплино). Праздник моржовых голов... Из коллекции А.С.Форштейна. 1927-29гг
 
Поселок Унгазик (Чаплино). Праздник моржовых голов… Из коллекции А.С.Форштейна. 1927-29гг

Тоже звучит странно для современного человека, однако, логика тут есть. Люди так страдали от болезней, что в самом деле придумывали совершенно странные обряды, ритуалы и запреты, чтобы избавиться от напастей.

«В старину и от пустяковых по теперешним понятиям болезней вымирали целые селения. В XIX веке поветрие черной оспы погубило старинный русский город Зашиверск на Индигирке. В последнюю зиму девятнадцатого столетия в Гижиге от вспышки кори из шестисот жителей умерло 160 человек».

Удивительно, но эта версия оказалась верной, что подтвердил известнейший исследователь быта чукчей и эскимосов В. Г. Богораз в своей публикации начала 20 века. Чукчи ему рассказали, будто один шаман в своем видении заметил у злого духа такое же «подбрасывание». Так подбрасыванием людей и стали защищаться от нападения злого духа.

Вот что он пишет:

Подбрасывание на моржовой шкуре (В. Г. Богораз, «Чукчи»)

«Подбрасывание на моржовой шкуре» производится приморскими чукчами и в особенности азиатскими эскимосами на внеочередном празднике, который устраивается в начале или в середине лета.

 
Подбрасывание на моржовой шкуре. Фото: Waldemar Bogoras «The Chukchee», 1901 / American Museum of Natural History
 
Подбрасывание на моржовой шкуре. Фото: Waldemar Bogoras «The Chukchee», 1901 / American Museum of Natural History

Праздник этот может иметь своею целью предотвратить опасность появления в районе заразных болезней или успокоить море, бушующее слишком долго и сильно.

В день, выбранный для проведения праздника, в шатре устроителей собирается большое количество гостей. Женщины приносят жертвоприношения всем «направлениям». После праздничной трапезы хозяин шатра или, еще лучше, шаман, из среды близких родственников хозяина, раскрашивает охрой лица всех тех, которые были недавно больны, а также и тех, у кого нездоровый вид. После этого начинается «подбрасывание».

 
Человека подбрасывают на моржовой шкуре, Аляска, фото из библиотеки Конгресса США
 
Человека подбрасывают на моржовой шкуре, Аляска, фото из библиотеки Конгресса США

Большую моржовую шкуру, расщепленную, чтобы она была тоньше, мужчины и женщины берут за петли, вырезанные по наружному краю шкуры, и поднимают над землей.

Затем молодежь, юноши и девушки, в одиночку или парами, показывают свое искусство. Для этого исполнитель становится на середину шкуры, и тотчас же держащие шкуру внезапным толчком подбрасывают его вверх, часто метров на пять в высоту. После этого невольного прыжка исполнитель, разумеется, падает вниз на шкуру.

Самым большим искусством считается умение упасть прямо на ноги, не теряя равновесия. Женщины более искусны в этих прыжках, чем мужчины, и среди них бывают такие, которые падают на ноги и после третьего прыжка.

 
Человека подбрасывают на моржовой шкуре, Аляска, фото из библиотеки Конгресса США
 
Человека подбрасывают на моржовой шкуре, Аляска, фото из библиотеки Конгресса США

«Подбрасывание на моржовой шкуре» часто принимает характер состязания, при котором победитель получает приз…

Как и оленьи бега у оленеводов, «подбрасывание на моржовой шкуре» носит характер спорта и часто устраивается просто для развлечения, без всякой особой связи с религиозной или магической целью».

Неожиданно: зачем эскимосы изобрели батут (цель совсем не та, что пишут в интернете, т.е. не высматривание китов)

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод