Реестр ямальцев из числа коренных и малочисленных народов будет составлен к 2022 году. Чтобы попасть в список, человеку, ведущему традиционный образ жизни, нужно предоставить в Федеральное агентство по делам национальностей — бумажное или электронное заявление и один из документов, подтверждающих принадлежность к малочисленному народу. За него это может сделать и община, сообщает «Вести-Ямал»

Перечень упростит доступ аборигенного населения к природным ресурсам для ведения хозяйственной деятельности и облегчит порядок получения мер государственной поддержки.

План работы уже создан. В реестр включат не только 18 тысяч тундровиков, но и все 50 тысяч коренных жителей в городах и поселках. В муниципалитетах будут действовать консультативные пункты для помощи в регистрации.

«Наличие сведений о гражданине в этом списке необходимо прежде всего для того, чтобы получать те гарантии, которые определены и федеральными и региональными законами. Например: право на ведение традиционной охоты, право на ведение традиционного рыболовства — будет подтверждаться сведениями из этого федерального списка. Подтверждаться эти сведения будут с 2022 года. Поэтому у нас есть 1 год в течении которого гражданин может принять решение и подать соответствующий документ в федеральное агентство», — сказала Инна Сотруева, директор департамента по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО.

смотреть телесюжет

Но в ряде регионов, муниципалитеты не поддержали работу по составлению реестра. Такие факты обсуждаются в сообществах коренных народов в социальных сетях. Например, блогер Капитан Арктика, как мы уже сообщали, помог членам близких ему общин с заполнением заявлений и поделился своими наблюдениями в блоге:

«Заполнить заявление несложно. Очень подробная инструкция на сайте ФАДН есть. Она составлена понятно и составлена людьми, которые сталкивались с жителями тундры.

Но основная проблема тундровиков и таежников не безграмотность, а то, что у коренных нет привычки самостоятельно работать с документами.

Десятки тысяч людей по всей Арктике, Сибири и Дальнему Востоку впервые в жизни столкнулись с необходимостью что-то заполнить самостоятельно. Они привыкли по всем вопросам приезжать в муниципалитет, где им помогают заполнять любые заявления. Выглядит процесс так: рядом с тундровиком стоит работник сельсовета или районной администрации и просто одобрительно кивает при проставлении каждой галочки в заявлении.

Если нескольким главам нескольких семей помочь разобраться и покивать одобрительно, то они потом, довольные и важные поедут по соседним стойбищам и кочевьям и подскажут родичам, как заполнить и копии чего приложить. И процесс пойдет.

Но именно при заполнении реестра, вдруг столкнулись с бедой. Некоторые муниципалитеты считают, что составление реестра не их полномочия поэтому отказываются консультировать коренных. Из цепочки выпало привычное звено – кивающий работник местной администрации. И коренные посчитали, что таким «работником» для них выступит ФАДН. Они отправляют незаполненные до конца анкеты и не прилагают нужных подтверждающих документов, справедливо рассудив, что, если нужно, «ФАДН позвонит и скажет, что еще выслать».

Мне принесли «на проверку» 12 заявлений – в половине не была указана национальность, а в трех отсутствовали документы её подтверждающие. Я подсказал и покивал вместо муниципального работника, но уверен, что сейчас где-то в Москве рвут на себе волосы чиновники из ФАДН, которым приходят сотни незаполненных заявок с неприложенными документами. Коренные ждут, что из Москвы перезвонят каждому и уточнят недостающие данные.

Мы снова забыли, что во вселенной тундровика понятие «много людей» зачастую означает «сто человек». В его мире, с каждым можно поговорить лично и всё уточнить. Им непонятно, как это москвичи, не смогут просто связаться с ним и уточнить недостающие данные.

Конечно, всё наладится. Через некоторое время все, кому положено поймут, что делать. Но муниципалы в этой истории не всегда показали себя ответственными людьми. Они ведь для того и созданы, чтобы представлять интересы местных жителей. И важнее помогать людям именно в таких простых ситуациях, а не ждать когда им придет приказ губернатора «помочь коренным»…

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод