Таинственный древний народ сихиртя привлекает все больше внимания этнографов, археологов. Старший научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН Санкт-Петербурга Марина Люблинская постаралась определить, на каком языке (языках) могли говорить сихиртя

Исследователь рассказала корреспонденту ИА «Север-Пресс», что сегодня словом «сихиртя» называют самые разные группы, с которыми столкнулись ненцы в арктических широтах. Это предки обско-угорских народов, саамов, первые группы самоедов, пришедшие с юга, наконец, вероятные восточные группы приморских охотников-палеазиатов, которых знатоки традиций называют «чукчи белоглазые». Они строили жилища из ребер крупных морских животных.

Такое стойбище палеазиатов было обнаружено в устье Печоры на острове Варандей и описано голландским купцом-путешественником де Ламартиньером еще в середине XVII века. От морских охотников произошел по преданиям род Яптик. Скорее всего, от их же языка осталось в ненецком начальное ӈ, которое произносится с тех пор ненцами Большой земли и Ямала, но отсутствует в речи западных ненцев, не встречавших приморских зверобоев.

Эти рассуждения опираются на материал, подготовленный Натальей Дрожащих и Еленой Ефимовой (Тюменский ГУ, Лаборатория арктических традиций). Они предложили Марине Люблинской участвовать в работе над темой «Легендарный народ сихиртя».

Доказано, что предки ненцев пришли в Арктику относительно недавно и сформировали современный этнос, соединившись с автохтонным населением арктической зоны. Исконное население тундры сохранилось в ненецком фольклоре под названием сихиртя. Например, известный ямальский ученый Наталья Федорова отмечает, что автохтонное население также называют ӈылека, «страшилища», которые в фольклоре живут в сопках, под землей.

Марина Люблинская сосредоточилась на одном вопросе: на каком языке (каких языках?) говорили сихиртя, то есть, автохтонные жители.
Материал исследования включает фольклорные и авторские тексты, записи быличек о сихиртя из различных источников. Также привлекались фольклорные сказания соседних народов — энецев, нганасан, эвенков.
Второй тип использованных в статье материалов — описания некоторых результатов исторических изысканий, проведенных первыми и современными исследователями Арктики.

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод