Это редактируемая статья для ЭНЦИКЛОПЕДИИ КМНС. Сообщить о неточностях или предложить правку можно направив письмо на адрес info@kmns.ru
1999 год
Определение термина «Этнологическая экспертиза» дано в законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 1999 г. как «Научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса». Инициаторами включения в закон понятий «этнологическая экспертиза» и «этнологический мониторинг были Евдокия Гаер (Хабаровский край), Ангелина Ардеева (НАО), Сергей Харючи (ЯНАО).
2003-2010 годы
с 2003 по 2010 год происходила реформа местного самоуправления и это окончательно продиктовало необходимость регламентировать отношения в области экологии и недропользования, создать закон, который упорядочит отношения между производствами и людьми, ведущими традиционный образ жизни на прилегающих к ним территориях.
Первопроходцами в разработке региональных законов и актов об этноэкспертизе стали ученые и лидеры коренных малочисленных народов республики Саха (Якутия). В Ассоциации коренных малочисленных народов республики начала свою деятельность рабочая группа в составе Андрея Кривошапкина, Анатолия Слепцова, Виктора Губарева, Елены Голомаревой.
Закон был принят в 2010 году, но еще до его принятия в Якутии были проведены первые этноэкспертизы намечаемой деятельности, которые позволили сделать новый закон об этнологической экспертизе более жизнеспособным. После принятия закона депутат Ил Тумен Елена Голомарева стала куратором направления этнологической экспертизы в главном законодательном органе республики. В разработке методик этнологических исследований и ведомственных актов, позволяющих реализовать исследования Елене Христофоровне помогали ученые Анатолий Слепцов, Наталья Новикова (ИЭА РАН) и Ольга Мурашко (МГУ).
В эти годы увидели свет монографии ученых
• Новикова Н. И. Этнологическая экспертиза: на перекрестке истории, этнологии и юридической антропологии // Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов. Часть 1. Казань, 2010, с. 76-80;
• Мурашко О. А. Этнологическая экспертиза (на примере Программы поисково-оценочных работ в акваториях Обской и Тазовской губ) // Освоение природных ресурсов в Ненецком автономном округе. Коренные народы и нефтедобывающие компании. Перспективы взаимоотношений, Нарьян-Мар, 2002;
• Мурашко О. А. Этнологическая экспертиза в России // Anthropological Expert Review.
В республике Саха (Якутия) появились первые постоянные исследовательские группы в двух научных центрах — Институте гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (г.Якутск) и Академии Наук Республики Саха (Якутия). Даже был создан отдел этносоциальных и этноэкономических исследований Академии наук Республики САХА (Якутия), который в дальнейшем стал одним из самых востребованных коллективов исследователей, проводящих практические этноэкспертизы и этномониторинг в Якутии и других регионах РФ.
В 2015 году в Якутии состоялись первые парламентские слушания. При подготовке слушаний на территории республики были выявлены 411 предприятий, которые ведут деятельность в тесном соприкосновении с общинами и семьями коренных малочисленных народов и на территориях исконного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
2010-2020 годы
В Республике Саха (Якутии) за десять лет проведено 22 экспертизы различных проектов. Суммарный оцененный ущерб представителям КМНС от соседства с промышленными объектами составил 513,2 миллиона рублей. Компании уже перечислили родовым общинам за причиненные неудобства 103,3 миллиона. К примеру, компенсационные выплаты за строительство магистрального газопровода «Сила Сибири» превысили 87 миллионов рублей. В настоящее время в работе находятся 19 проектов, которым требуется этнологическая экспертиза.
Начались аналогичные работы и в других регионах. Наиболее активно проводилась работа в ЯНАО и на территории Красноярского края, где появились региональные документы, регулирующие экспертные исследования в данной сфере.
В ХМАО исследователь-правовед Сергей Тимошков оспорил существовавшие на тот момент подходы к предмету и объекту этнологических исследований. Началась деятельность по разработке более современного формата этнологической экспертизы, позволяющего формализовать процедуры и методики.
Но без федерального закона регулирующего этнологические исследования, обходиться было всё труднее. Эти трудности четко зафиксированы в публикациях СМИ тех лет:
— Этот республиканский закон реально защищает наши интересы, — говорит председатель Союза родовых общин Якутии Джулустан Сидоров в интервью «Российской газете», — Но некоторые предприятия уклоняются от проведения этнологической экспертизы. Их руководители мотивируют это тем, что лицензию на разработку недр получили в Москве в соответствии с федеральным законодательством, не имеющим подобного обязывающего пункта. Логика недропользователей проста: почему в этой ситуации мы должны исполнять местный закон?
Чтобы подобных коллизий не возникало, важно четко сформулировать условия, при которых необходимо прохождения этнологической экспертизы.
— Такое решение урегулирует взаимоотношения недропользователя и малочисленных народов, а также сделает прозрачными условия исполнения лицензионных соглашений для промышленных предприятий, — считает председатель постоянного комитета по вопросам КМНС и делам Арктики парламента Якутии Елена Голомарева.
Кроме того, по ее словам, федеральный закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов тоже необходимо дополнить положением об обязательности проведения этнологической экспертизы до принятия решения о реализации проекта, который повлияет на жизнь КМНС. Важность подобных новаций Елена Голомарева объясняет тем, что дело касается далеко не только Якутии — более 40 проживающих в России народов признаны коренными малочисленными. Во всех северных регионах основой их жизни являются оленеводство, охота, рыболовство и сбор дикоросов. Все эти сферы деятельности зависят от экологического благополучия территорий, а недропользователи, даже при применении самых современных технологий, оказывают на природу сильное отрицательное воздействие.
— Обязательность этнологической экспертизы направлена на народосбережение. Недропользователь выкопает или выкачает ресурсы и уйдет, когда месторождение истощится. А оленеводу из Арктики уходить некуда. Это его среда обитания, его дом. По сути, КМНС — особая арктическая цивилизация, и надо делать все для того, чтобы нанесенный ей ущерб компенсировался в полной мере, иначе мы ее лишимся, — говорит депутат.
В парламенте Якутии считают, что на региональном уровне невозможно урегулировать все коллизии, возникающие при промышленном освоении Арктики. Здесь много работы для федерального законодателя.
— К примеру, итоги десятилетней реализации местного закона об этнологической экспертизе показывают, что под объекты промышленности изымаются земельные участки родовых общин и даже территории поселений. Прямые убытки представителям КМНС компенсируются недропользователем. Но вопрос предоставления новых участков общинам, вынужденно оставившим родовые земли предков, остается открытым. А где оленей-то пасти? И даже если такой участок удается найти, обустройство на новых территориях требует больших финансовых вложений. Кто должен нести ответственность в этой части? — спрашивает Елена Голомарева. («Российская газета»)
Разлив нефтепродуктов на ТЭЦ-3 города Норильска. Появление межакадемического сообщества ученых «ЭТНОГИС»
В июне 2020 года на территории Красноярского края произошел выброс нефтепродуктов из аварийной ёмкости. 20 000 тонн загрязняющих веществ попали в озеро Пясино и рыбопромысловую реку Пясина, на которой занимались традиционным рыболовством свыше двух десятков общин и семей коренных малочисленных народов ненцев, энцев, долган, нганасан и эвенков. Промышленный гигант «Норильский Никель» провел беспрецендентные экологические исследования по факту загрязнения, а экспертный центр «Проектный офис развития Арктики (ПОРА»)» смог организовать этнологическую экспертизу с привлечением представителей всех школ этноконсалтинга и научных центров. Таким образом у исследователей появились объемы информации и возможность делиться с коллегами из других научных организаций своими методиками и разработками.
В Норильской этноэкспертизе летом и осенью 2020 года приняли участие исследователи из ИАЭ РАН им. Н.Н.Миклухо-Маклая, Академии Наук Республики Саха (Якутия), Центра Арктических и Сибирских Исследований ФНИСЦ РАН, РЭУ им. Плеханова, НИУ ВШЭ, МАЭ РАН, Экспедиционного Центра “Арктика”, ТюмГУ, а от федеральных структур в исследованиях принял участие российский юрист, советник руководителя ФАДН Сергей Тимошков.
Результаты исследований привели не только к компенсационным выплатам, которые уже зимой получили члены семей и общин коренных рыболовов, но и к принципиально новым подходам к разным положениям этнологических исследований.
В начале 2021 года по итогам ряда российских научно-практических конференций началось формирование межакадемического этнологического сообщества и межакадемической базы данных «ЭТНОГИС». Эта группа ученых и экспертов не ставит перед собой задачу создать проект федерального закона об этнологической экспертизе, но она уже стала научным коллективом, который выполняет работы по этноэкспертизе и этномониторингу во всех регионах России, с целью формирования единой базы методик и прикладных данных, привязанных к картографической информации. В рамках «ЭТНОГИС» впервые в мире стало возможным создание этнологических атласов целых регионов, проведение широтных социо-антропологических исследований. В 2021 году состоятся первые семинары по обучению стандартам «ЭТНОГИС» исследователей из стран Латинской Америки и заморских департаментов Франции, где вопросы защиты прав коренных народов стоят очень остро.
2021 год
Вопрос разработки федерального законопроекта об этнологической экспертизе находится под контролем Федерального Агентства по делам национальностей. Современный состав экспертов и специалистов агентства, по мнению научного сообщества и представителей коренных народов, делает реальным разработку и принятие законопроекта.
Вызывает тревогу появление частных оценочных компаний, заявивших себя в качестве потенциальных подрядчиков по проведению этноэкспертизы. Ряд недропользователей считают возможным, после разрушающего воздействия на среду обитания коренных народов, нанимать частных подрядчиков, в обход научных центров. Эта практика будет прекращена с принятием Закона об этноэкспертизе, ведь независимо от того, каков будет формат этноэкспертизы, предписанный законом – исследования будут проводиться научными структурами, а не дочерними компаниями золотодобывающых или иных промышленных компаний.
Вернуться на страницу «Этнологическая экспертиза» в Энциклопедию КМНС