Исследование «Социальная защита коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия)» дало возможность собрать современный материал для специализированного электронного издания, которое на днях увидит свет и проверить на практике новые подходы к изучению современного быта, хозяйственной деятельности и информационной активности коренных народов
Социологическое исследование выполнено группой ученых под руководством доктора экономических наук Ирины Самсоновой, наиболее важный вклад в исследование внесли кандидат наук Мария Павлова и кандидат социологических наук Аиза Неустроева.
Результатом социологического исследования проблем и социальной защиты коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) стал внушительный труд, в котором изучены особенности социально-демографического развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. Выявлены оценки исследуемой категории населения уровня социальной защиты и поддержки, реализации их прав в регионе. Проанализированы материальное положение и социальные проблемы в местах компактного проживания коренных северных народов.
Издание по итогам исследования может представлять интерес для специалистов в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера, органов законодательной и исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления, специалистов, исследователей, представителей коренных малочисленных народов Севера и их объединений (общин, союзов, ассоциаций), преподавателей учебных заведений, студентов, магистрантов и аспирантов.
«Важно, что результатом исследования стали уникальные по объему базовые данные для продолжения социологических, антропологических и экономических исследований быта и деятельности коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия), — отметила коллега исследователей директор Санкт-Петербургского Центра Арктических и Сибирских исследований СИ РАН Вероника Симонова, — Эти поистине уникальные данные станут основой межакадемической базы данных ЭТНОГИС по Якутии и образцом для создания аналогичных баз данных ЭТНОГИС в других регионах.
Ключевые результаты исследования группы доктора Самсоновой будут являться интеллектуальной собственностью коллектива ученых ЭТНОГИС и смогут использоваться для проведения современных этнологических экспертиз в Якутии. Это означает, что часть данных для этнологической экспертизы у ученых уже собрана заранее, что ускорит процесс экспертизы и сделает изыскания более точными.
Научный консорциум ЭТНОГИС, в который входят авторы якутского исследования представляет собой принципиально новый формат научного консорциума, состоящего только из ученых и организаций, обеспечивающих экспедиционную деятельность. Все данные в ЭТНОГИС являются интеллектуальной собственностью конкретных ученых или научных групп. Сегодня в Межакадемическую включаются данные исследований ограниченного числа ученых, объединенных соглашением о создании общего нацчного продукта — Межакадемической базы данных ЭТНОГИС. Уважаемые этнографы, антропологи, экономисты, социологи и инженеры-экологи, имеющие опыт этнологических экспертиз и мониторинга в разных регионах входят в число избранных исследователей. Безусловно, наиболее опытными являются якутские ученые, ведь в республике уже более двух десятилетий существует закон об этнологической экспертизе. Партнерами ГИС-оболочки базы данных ЭТНОГИС являются АО «ГАЗПРОМ Космические Системы» — лидер спутникового мониторинга в Арктике, а также Фонд поддержки экспедиционной деятельности «Арктика», который является одним из самых опытных организаторов комплексных научных экспедиций и исследований.
Скоро появится в доступе электронный сборник с некоторыми результатами исследования. Он будет представлять интерес для специалистов, чья сфера деятельности касается быта и экономики общин коренных народов не только Саха (Якутии), но и других регионов Севера и Дальнего Востока.
В Республике Саха (Якутия) проживает 39,9 тысяч представителей пяти коренных малочисленных народов Севера (13% от всех народов Севера Российской Федерации). Эвенки, эвены, юкагиры, чукчи, долганы есть практически в каждом муниципальном районе Якутии. Всего в регионе в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера входит 70 населенных пунктов из 21 района, из них 63 места компактного проживания являются сельскими поселениями.
Основными видами традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Якутии являются оленеводство, охотничий и рыболовный промысел, собирательство дикорастущих растений, традиционное ремесленничество. В Якутии большинство традиционных хозяйств народов Севера на сегодня функционируют в виде некоммерческих организаций: родовых общин и объединений малочисленных народов (ассоциации, союзы). По данным 2019 года в Республике Саха (Якутия) было зарегистрировано 212 общин малочисленных народов, из них 68 родовых общин занимались оленеводством.
Республика Саха (Якутия) является примером сосуществования активного промышленного освоения и территорий традиционного природопользования. Во всех районах, где проживают малочисленные народы, созданы особо охраняемые территории традиционного природопользования (далее — ТТП). По данным 2019 года в Якутии было образовано 62 ТТП местного значения, общая площадь которых составляет более 165 млн. га или 53,7% от общей площади республики.
На сегодняшний день коренные малочисленные народы Севера, проживающие в Республике Саха (Якутия), сталкиваются с проблемами, касающимися здоровья, экологии, уровня и качества жизни, занятости, защиты традиционных отраслей хозяйствования, вопросов земли и многих других вопросов. По мнению респондентов, федеральное законодательство в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера исполняются только частично. Более 75% респондентов ничего не знают о льготах и мерах государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера. За последние 3 года 63% респондентов не воспользовались ни одной из указанных льгот и мер социальной поддержки. Чаще всего респонденты пользовались такими льготами, как получение бесплатного лекарства, субсидия на поддержку и развитие традиционного хозяйства, укрепление материально-технической базы, социальные выплаты (пособия) оленеводам, чумработникам, промысловым охотникам, рыбакам, коневодам, табунщикам и дояркам. Менее всего доступными для представителей коренных малочисленных народов Севера были такие льготы и меры поддержки как льготная путевка на санаторно-курортное лечение, ежемесячная компенсация за кочевой образ жизни, проезд к месту отдыха и обратно для детей.
Каждый третий опрошенный представитель коренных народов Севера сам не обращался за получением государственной помощи и поддержки. Среди тех, кто обратился за получением помощи, 16,9% столкнулись с трудностями и проблемами, в частности не смогли получить бесплатные лекарственные препараты из-за их отсутствия, сложно оформить те или иные документы, например, при получении лицензий, оформлении земли, предоставлении земельного участка. Трудности возникали у респондентов, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах, где отсутствовала Интернет-связь и была плохая транспортная доступность, у многих просто не было возможности выехать в районный центр, что бы подать документы на получение льготы или мер государственной поддержки. Многие респонденты отмечали отсутствие вообще какой-либо информации о льготах и социальной поддержке коренных народов Севера, при этом они не знали к кому можно обращаться за консультацией и информационной поддержкой.
Опрос показал, что в первую очередь респонденты нуждались в обеспечении жильем или помощи в получении льготной ипотеки или субсидии на индивидуальное жилищное строительство. На втором месте респонденты указали необходимость государственной поддержки традиционных видов деятельности. На третье место респонденты поставили дополнительные льготы на медицину, бесплатную выдачу лекарств.
По мнению коренных малочисленных народов Севера, чтобы улучшить их жизнь в первую очередь необходимо контролировать за исполнением федерального и регионального законодательства в сфере защиты прав и интересов КМНС; поддерживать и развивать традиционные виды деятельности; оказывать дополнительную социальную поддержку нуждающимся. Занимающиеся традиционными видами деятельности представители северных народов, нуждались в финансовой поддержке, в том числе приобретение необходимого инвентаря, оборудования, транспорта.
Опрос показал, что государственные меры социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера являются недостаточными для полноценного развития и сохранения традиционной культуры. В целом по всей выборке доля граждан из числа КМНС, удовлетворенных качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития малочисленных народов Севера, составила только 6,7%. В группу острейших проблем коренных малочисленных народов
Севера можно отнести высокие цены на продукты питания и ГСМ, низкую заработную плату и доходы в традиционных отраслях хозяйствования, безработицу, отсутствие рабочих мест, нехватку врачей, медработников, ущемление прав коренных малочисленных народов Севера на осуществление рыболовства и охоты в целях обеспечения традиционного образа жизни, сохранение поголовья оленей и кочевого образа жизни.
Первоочередными направлениями устойчивого развития малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период должны стать снижение уровня безработицы, создание новых рабочих мест, развитие и поддержка малого предпринимательства, семейно-родовых и общинных форм кооперации, развитие материально-сырьевой базы традиционных отраслей хозяйствования — оленеводства, охотничьего и рыболовного промыслов и переработки сырья этих отраслей, обеспечение транспортной доступности.
Для устойчивого развития традиционных видов деятельности необходимо обеспечить транспортную доступность, логистику между центром и отдаленными районами, между районным центром и наслегами, между наслегами; важно развивать материально-сырьевую базу оленеводства, охотничьего и рыболовного промыслов и переработки сырья этих отраслей; снижать уровень безработицы и повышать поддержку предпринимательства и семейно-родовых форм кооперации коренных малочисленных народов Севера.
Наиболее желательными, по мнению респондентов, являются такие управляющие действия, как повышение транспортной доступности в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера; расширение мер по предоставлению социальных услуг оленеводам, их семьям и оленеводческим хозяйствам; подготовка и переподготовка молодежи по специальностям, связанным с традиционными видами хозяйственной деятельности; государственная поддержка обеспечения занятых в традиционной хозяйственной деятельности продуктами первой необходимости и потребительскими товарами; меры по сохранению кормовой базы для ведения традиционной хозяйственной деятельности (охрана оленьих пастбищ, лесов, рекультивация, восстановление растительности).