Журналист Марат Сафаров делится своими впечатлениями от фильмов проекта «Земля людей»:

Марат Сафаров. Журналист радио «ВЕСТИ ФМ» – соведущий программ «Культурное путешествие», «Нацвопрос»

Мы привыкли к такому стереотипу, что если речь идёт об этнографии и традиционном образе жизни, то это обязательно архаика и пожилые люди. Разумеется, значение хранителей традиции невозможно переоценить – честь и хвала людям, доносящим нам сбереженные элементы своей культуры. Однако очень хотелось и выхода из привычного круга «информантов». В этой связи мне очень понравилось то, что в проекте «Земля людей» – и, в частности, в фильме, посвящённом вепсам «Танцы с медведем» – герои не только хрестоматийные хранители. И в качестве главного авторами выбран именно молодой герой, Женя Фотеев – который, во-первых, романтичен, и очень важно — сообразен природе. Через экран складывается впечатление, что его жизнь, его творчество, вообще его речь даже – она вся наполнена вот этой удивительной прионежской природой. Что он неразрывен с ней – просыпается и засыпает и весь день проводит в этом измерении. Но вместе с тем (что ценно!) — он именно современный человек, живущий сегодня среди нас.

смотреть фильмы «Земля людей» на канале «Культура»

Вообще замечательно, что герои «Земли людей» – это именно наши современники, встроенные в жизнь, но в то же время умеющие сохранить гармонию с традицией и природой. Мечта многих – осуществимая или нет: жить подобным укладом.

Скажу, может быть, грубо: фильмы вашего цикла – они не о «туземцах»! Они не о людях, которые где-то на окраинах нашего государства живут, в некоем закрытом обществе натурального хозяйства, и мы не должны умиляться их отличиям от урбанизированного человека. Может быть, это умиление от еще Руссо идет, подобное отношение… И в результате часто складывается такая лубочная немного картина, она сразу с первых кадров заметна… Вот в фильмах «Земли людей» этого нет совсем. Здесь идет разговор на равных – а не взрослого с ребёнком, нет адаптивности и снисходительности. Ну и это правильно на мой взгляд: мы же в одной стране все живём! Все это мне представляется важной отличительной особенностью данного проекта в океане современного этнографического кино, конечно испытывающего сегодня ренессанс, очевидный подъем.

Что касается  еще конкретных тем, которые куда-то меня в дорогу повели – это, допустим, серия, посвящённая шапсугам: «Магия жизни». Ну я в принципе знал  о них, об их существовании – но теперь очень рад, что в этом году мне удалось завернуть в Краснодарский край, в гости к шапсугам… То есть ваше кино побудило меня самому узнать побольше об этом народе, живущем в этом благодатном краю.

А вот, скажем, у вепсов я ещё не был. И у меня такая мечта в будущем году – или даже этой зимой – поехать в Шелтозеро, своими глазами посмотреть на их жизнь. В последнее время я особенно увлечен культурой финно-угорских народов, часто беседую об их судьбе, наследии, оставленном в виде бесчисленных топонимов – со своим другом – культурологом и фотографом Ренатом Абяновым, можно сказать проводящем «фотоизучение» жизни марийцев. Прошлогодняя поездка в Финляндию тоже способствовала к дальнейшему познанию этой общности. А уж наша страна дает особые возможности для подобного опыта. Вепсы, карелы – уже ваши герои.

 «Земля людей» – это не просто документальное кино: это кино, которое зовёт в путешествие. Причём в путешествие именно по России… Мы очень много говорим, что у нас многонациональная страна, много разных интересных культур – а по факту очень мало об этом знаем и не интересуемся, какими красотами и людьми в реальности богата наша земля. Экранные впечатления только помогают открыть нам эту  красоту.

Вообще тут красной нитью через каждый фильм «Земли людей» проходит тема, что эти люди все тесно связаны с природой – Кавказ, Прионежье, Арктика — неважно: вот они укоренены в окружающую среду, потому что это их дом… Как у древних греков: продолжением их сада было море. Они не воспринимали море враждебным, опасным – а просто продолжением своей земли. Здесь то же самое: человек живёт в Арктике, на краю земли – холодно, страшно… Но это нам! А ему – нет, ни буран, ни белые медведи: ведь тундра это продолжение его чума.

Ну и, скажем, в тех же «Танцах с медведем» вот эта карельская осень – она тоже чуть ли не главная героиня этого фильма! А возьмём юг – такая же картина: брутальная культура шапсугов и такая мощная природа Причерноморья – они исключительно органично дополняют друг друга.

Что ещё хорошо в этих фильмах – очень тонко, деликатно всё донесено, без столь модной сегодня принудительной расстановки акцентов. При нынешнем переизбытке контента на этнографическую тематику – любительского, профессионального: всякого – вот именно такой подачи лично мне как зрителю ощутимо недостаёт…

Беседовал Александр Крастошевский

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод