Огнеземельские индейцы так и не сумели выйти из каменного века – слишком мал оказался клочок земли, на котором они жили
Впервые их открыла для Европы экспедиция Магеллана, после чего об этом участке Патагонии вроде забыли, хотя о ней пытался напомнить в одном из докладов Кук, рассказывает «Яндекс.Дзен«. В 1832 году народ этот заново описал Дарвин, но в Старом свете этой землей так никто и не заинтересовался. Зато к середине столетия из-за нее стали ссориться Чили с Аргентиной. В результате архипелаг поделили пополам, не спрашивая мнений тех, кто на нем жил
Огнеземельцы никак не относились к числу передовых племен, а уж она, так и не переживших кочевой модели существования, вовсе считались самыми отсталыми из всех. Эти индейцы не строили постоянных жилищ и жили по большей части охотой. Правда, их добыча сильно зависела от сезона. Летом их больше интересовали гуанако, а зимой – тюлени и рыба. Причем ловчие орудия их нисколько не менялись за все время и использовались с потрясающим мастерством и универсализмом.
Она отличались склонностью к полноте и легко переносили холод. Они почти не пользовались одеждой. Лишь изредка носили некое подобие набедренной повязки – треугольник из кожи, подвешенный на манер фигового листа. Хотя уж совсем в жестокие холода могли накинуть на себя шкуру тюленя или гуанако. Собственно, дальше этих плащей их портняжье искусство так и не продвинулось. Правда, на ногах они носили подобие меховых мокасин, которые зачастую и являлись их единственным одеянием – треугольники из кожи встречались реже.
Огнеземельцы она могли бы дожить и до наших дней, да на их беду в Бухаресте в 1857 году родился Джулиус Поппер – беспринципный и талантливый. Он происходил из еврейской семьи, занятой торговлей антиквариатом и никак не относился к числу обездоленных граждан. Он получил прекрасное образование на родине и с детства прославился как полиглот – свободно владел румынским, греческим, испанским, немецким, французским, идишем. Да еще и латынь знал в совершенстве. В 17 лет он уехал учиться в Париж, где получил диплом горного инженера.
Потом Джулиус много путешествовал по миру – от Китая до США, но ему приглянулась Латинская Америка. И он даже пытался осесть на Кубе и в Бразилии, но по итогу оказался в Аргентине. И там вдруг решил заняться золотодобычей на Огненной Земле. Для чего убедил правительство Аргентины дать ему на то разрешение и сколотил команду (18 человек) для исследования перспективных островов.
Сложно сказать, каков он был как лидер, но вот географом оказался превосходным – он картографировал и описал массу до той поры неисследованных земель, чем прославился в научной среде. Его картами, кстати, и сегодня пользуются. А еще он на беду племени она нашел на их землях золота. Правда, реклама месторождения не соответствовала его масштабу – Поппер правительству Аргентины заявил о богатейших залежах, а на деле за все время эксплуатации участка там добыли 600 кг золота, после чего искать стало нечего – выгребли все до крупинки.
Но тогда об ограниченности запаса никто не думал, и авантюрист получил от Аргентины разрешение на любые действия, обещающие выгоду, и первым делом Поппер стал жесткими методами избавляться от аборигенов – он сколотил частную военную компанию, которая занималась зачисткой золотоносной округи от индейцев – их попросту уничтожали.
Довольно скоро стало понятно, что золотые россыпи не так уж богаты, как хотелось. И им стали искать альтернативу. Которой стали овцы – выяснилось, что травы для них предостаточно (вулканическая почва очень плодородна), а суровый климат способствует тому, что овцы отращивают очень длинную и теплую шерсть. А такое руно конкурировало уже с лучшими мировыми образцами из Британии и Новой Зеландии.
Округа стала быстро заполняться овцеводческими фермами, и тут выяснилось, что оставшиеся в живых индейцы разведению овец препятствуют еще больше, чем золотодобыче – они попросту оказались вынуждены охотиться на овец, поскольку гуанако вытеснили с прежних пастбищ.
Аргентина же, не желающая упускать выгоду от продажи полезного руна, решила избавиться от мешающих индейцев – правительство провозгласило начало политики геноцида. Так что очень скоро фермеры и Поппер, оставшийся со своими головорезами без дела, стали целенаправленно, массированно истреблять индейцев. Правда, сначала не очень-то успешно. Но она все же вымерли – кого не прикончили фермеры, вымерли от эпидемий невиданных болезней и элементарного алкоголизма, пришедшего в их земли тоже с белым человеком.
Последний чистокровный она умер в 1974 году, а на сегодня известно о паре десятков метисов – это все, что осталось от многотысячного народа. Языком она на текущий момент владеет всего один человек – предпоследний носитель умер в конце ХХ века. Ну а сам Поппер, больше всех повинный в истреблении этого безобидного народа, умер в 1893 году, в возрасте 35 лет. Его нашли мертвым в гостиничном номере Буэнос-Айреса. По некоторым данным, кем-то отравленным. Но кем и за что конкретно – неизвестно.
Фото обряда, сделаны во время экспедиции австрийского этнолога Мартина Гусинде между 1918 и 1924 годами. Тогда прошел последний из известных обряд инициации селькнамов