8 и 9 октября на площадке Национальной библиотеки Карелии прошел семинар с участием российских и международных экспертов, представителей органов власти и общественных организаций, ученых из регионов российской Арктики «Права детей из числа коренных народов: арктический контекст»

Событие состоялось при поддержке уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия и Благотворительного фонда поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, сообщает АСИ.

Григорий Дюкарев / фото И. Даниленко

Речь шла о разных аспектах сохранения здоровья детей. Много говорилось о технологиях, которые опасны для ребенка в условиях Арктики. Например — об опасности памперсов. Григорий Дюкарев, председатель организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Таймыра Красноярского края», рассказал о правовых рамках, которые влияют на разные аспекты жизни общин коренных народов. 

«Не знала, что использование памперсов в арктических просторах приводит к самым печальным последствиям. Веками выверенные способы удаления испражнений детей безопасны, а вот памперс способен нижнюю часть тела живого ребенка превратить в льдинку в прямом смысле. Такие случаи реально были, и поэтому с родителями, которые имеют маленьких детей и ведут кочевой образ жизни, ведется особенная просветительская работа, — делится впечатлениями Светлана Кольчурина в соцсетях. — Никогда не думала, что право детей на традиционную пищу может ущемляться. Например, строганина жизненно необходима для жителей Арктики, особенно для детей. В ней много полезных веществ. Но формально организации питания (школьные столовые в тундре) не могут подавать это полезное блюдо, поскольку есть запрет на питание свежей необработанной рыбы».

Как сообщил АСИ эксперт в сфере устойчивого развития территорий средствами культуры Ассоциации этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия «ЭХО» Светлана Кольчурина, идея семинара «продиктована желанием понимать, какие меры поддержки детей коренных народов сегодня существуют со стороны института уполномоченных по правам детей, органов власти, общественных организаций и что надо сделать для развития «детской» темы».

«Для Карелии результаты семинара будут носить рекомендательный характер, а прикладным результатом станет проведенное исследование «Дети и ремесло», а также разработанные специальные наборы для детей разного возраста, знакомящие детей с традиционными ремесленными техниками Карелии», — считает эксперт.

В центре внимания участников семинара были вопросы существующего законодательства, мер поддержки детей коренных народов, их доступа к качественному образованию, здравоохранению, социальным услугам. В частности, обсуждался опыт таких проектов, как «Кочевая школа» в Республике Саха, «Стойбищная школа-сад им. Юрия Вэллы» в Ханты-Мансийском автономном округе, «Дети Арктики».  

По словам Алексея Цыкарева, международного эксперта в области прав коренных народов ассоциации «Эхо», семинар — это реакция на инициативу ООН, ежегодно проводящей тематические исследования по правам коренных народов, например, о доступе к правосудию, здравоохранении, образовании, языке и культуре.

«Географически было решено фокусироваться на арктической зоне, поскольку климатические условия, суровая среда обитания и характер промыслов коренных народов в Арктике носят уникальный характер и создают дополнительные потребности для семей с детьми. Последнее время Карелия активно позиционирует себя в Арктике: ее северные районы включены в арктическую зону России, а вепсы и карелы активно участвуют в международном сотрудничестве коренных народов Арктики. Более того, в Карелии существует большой опыт реализации этнокультурных прав детей. Например, в селе Ведлозеро работает группа полного языкового погружения для дошкольников «языковое гнездо», этнокультурные центры во многих районах занимается передачей детям традиционных ремесел», — объяснил АСИ Цыкарев.

Выводы, сделанные во время семинара, будут собраны, структурированы и направлены в ООН. По мнению экспертов, работа должна привести к разработке дополнительных мер поддержки детей из числа коренных народов на региональном, национальном и международном уровне.

«Языковое гнездо — подход к обучению языкам, основанный на идее погружения в язык и направленный в первую очередь на детей дошкольного возраста. Заключается в том, что всё общение воспитателей и обслуживающего персонала с детьми ведётся только на родном языке. Методика «языковых гнёзд» применяется в первую очередь для возрождения языков. Как показала практика, данная методика наиболее эффективна в тех случаях, когда требуется принимать срочные меры по спасению языков малых народов, особенно если общение внутри семей происходит уже не на родном языке,» — комментирует происходящее научный сотрудник лаборатории языковых гнезд народов стран BRICS, аспирант МГТУ им. Н.Э. Баумана Федор Волков.

Ассоциация этнокультурных центров «ЭХО» более пяти лет занимается актуализацией культурного наследия Карелии. Участники проекта считают, что без качественной передачи традиционных знаний детям их работа будет неполной.

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод