Как уже сообщалось СМИ, 9 октября в Совете депутатов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района состоялось расширенное заседание комиссии по вопросам защиты прав КМНС, посвященное отзыву возмутительной инициативы чиновников лишить коренных жителей Таймыра их территорий и прав
Как видно на видео (смотреть), представители администрации «пошли на попятную» после аргументов приведенных депутатами. В распоряжение редакции попало письмо председателя комиссии депутата Сергея Сизоненко, в котором он разъясняет чиновникам, в чем именно состоит нарушение прав коренных народов, содержащееся в инициативе районной администрации. Приводим часть обращения, после которого представители администрации отозвали свою инициативу:
«Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края выступила с инициативой внести изменения в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р. А именно – исключить из данного Перечня следующие населенные пункты: город Дудинка, поселок городского типа Диксон, село Хатанга. Предлагается это с целью – «уточнить численность лиц, запрашивающих водные биологические ресурсы в целях осуществления традиционного рыболовства, но для которых данный вид промысла является подсобным по отношению к основному виду деятельности в других отраслях».
В связи с чем, хочу привести ряд нормативных правовых актов, регулирующих сферу обеспечения прав коренных малочисленных народов РФ, и прямо указывающих на такой важный правовой критерий как проживание в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, которого пытаются сегодня лишить часть коренного населения района.
Во-первых, основным законом, устанавливающим правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, является Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Действие указанного Закона согласно статье 3 распространяется на лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами.
Таким образом, в случае исключения из Перечня вышеуказанных населённых пунктов, проживающие там лица из числа коренных малочисленных народов и их объединения будут лишены предоставленных им по Конституции РФ прав и гарантий.
Во-вторых, Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» дает следующее определение: территориально-соседские общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, постоянно проживающих (компактно и (или) дисперсно) на территориях традиционного расселения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами.
Таким образом, в случае принятия указанной инициативы, у коренных малочисленных народов будет отсутствовать возможность зарегистрировать в обсуждаемых населенных пунктах территориально-соседскую общину (а исходя из правоприменительной практики, и семейно-родовую в том же числе), под вопросом будет дальнейшее функционирование действующих на данной территории общин.
В-третьих, Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2016 N 1792-р утвержден План мероприятий по реализации в 2016 — 2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Исполнение данных мероприятий предусмотрено в первую очередь именно в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ.
В-четвертых, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1532 утверждена государственная программа «Реализация государственной национальной политики». В государственную программу входит Подпрограмма 4 «Коренные малочисленные народы», цель подпрограммы – обеспечение поддержки коренных малочисленных народов России, включая сохранение и защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни. Срок реализации подпрограммы: 1 января 2017 года – 31 декабря 2025 года. Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета подпрограммы составляет 1 412 550,4 тыс. рублей.
Правила, которые определяют условия, цели и порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с данной Программой предусматривают, что критерием отбора субъектов Российской Федерации является наличие в субъекте Российской Федерации территорий, которые включены в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р, и на которых постоянно проживают коренные малочисленные народы, ведущие традиционный образ жизни и занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности.
А учитывая приведенную в этом же документе формулу расчета размера субсидии, можно сделать вывод, что в дальнейшем будет предусмотрено (в случае исключения мест) субсидий в меньшем размере на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов в Красноярском крае в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики».
В-пятых, обращаемся к отраслевому законодательству. Согласно статье 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования. Также объекты животного мира, добываемые для удовлетворения личных нужд лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, в пределах установленных лимитов, не признаются объектами обложения сборами за пользование объектами животного мира.
Таким образом, исключение вышеуказанных населенных пунктов послужит причиной лишения возможности реализовать право на традиционную охоту.
И в-шестых, принятие решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации основывается в том числе на Перечне мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ (Приказ Минсельхоза России от 24.12.2015 N 659 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование»).
Таким образом, заявляя некую цель, как уточнение лиц из числа коренных малочисленных народов, рыболовство для которых подсобный к основному вид деятельности, авторы инициативы фактически намерены лишить права на традиционное рыболовство и тех жителей указанных населенных пунктов, для которых данный промысел основной источник существования. Помимо этого, правовые последствия принятия таких решений затронут всю сферу поддержки коренных малочисленных народов на данных территориях, включая в дальнейшем и пенсионное обеспечение…»