Действие известной программы «дальневосточный гектар» на часть арктических регионов предложило расширить Минвостокразвитие, сообщает портал «УралИнформБюро«.

Под нее попадут Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Ямал, часть Коми, Карелии, Красноярского края и Архангельской области – северные и суровые территории. В течение шести месяцев после старта раздачи (ожидается, что она начнется летом 2021 года) земля будет доступна только местным жителям, далее на нее сможет претендовать любой россиянин.

Между тем за четыре года дальневосточная программа не обрела популярности – ей воспользовались 83 тысячи человек, большинство из которых живут в тех краях. А когда-то звучали «вциомовские» заявления о том, что «почти каждый пятый россиянин готов уехать на Дальний Восток».

Несмотря на все, чиновники решили примерить опыт на Арктику. Получить бесплатно в пользование можно будет участок сроком на пять лет (что пойдет под раздачу, определят местные чиновники) для строительства жилого дома или ведения бизнеса. Потом землю можно оформить в собственность или долгосрочную аренду. Можно ожидать, что туда переедут проблемы, на которые жаловались первые «гектарщики» – отсутствие инфраструктуры и нехватка дальнейшей поддержки.


Река Обь. Фото: pixabay.com

«Арктические территории не на активном освоении земли. Если в других широтах это разумно, то я не вижу никакого разумного начала в раздаче «арктических гектаров». Постройка жилья на этих территориях – это все-таки большие вложения в инфраструктуру. Это совсем не то же самое, что отдать гектар земли где-нибудь в Краснодарском крае. Это – дороги, коммуникации. Я не думаю, что оно того стоит», – заявил «Уралинформбюро» директор фонда «Региональная политика» Евгений Забродин.

Сразу после первых новостей об «арктическом гектаре» губернаторы дежурно бросились нахваливать инициативу. В частности, врио главы Поморья Александр Цыбульский заявил о дополнительном стимуле, чтобы «люди оставались на Севере», а также об «импульсе к развитию арктических территорий». А мурманский губернатор Андрей Чибис вообще замахнулся на «привлечение новых жителей в Арктику».

Забродин подчеркивает, что крупные проекты в Арктике нацелены на использование вахтовиков. И можно будет столкнуться с проблемой нехватки рабочих мест. Депутат Госдумы РФ Владимир Пушкарев предупреждает: «Главное, чтобы учли специфику регионов, а не переносили действие закона трафаретом».

Дом вечной мерзлоты

В Минвостокразвития настаивают, что у местных жителей есть потребность в индивидуальном жилищном строительстве – вот участки и пригодятся. Сейчас, как отметили в ведомстве, в арктической зоне насчитывается 2,5 миллиона человек и 90% из них живут в городах.


Воркута. Фото: сайт администрации города

Но жители той же Воркуты – четвертого по величине города за Полярным кругом стремятся уехать из него. Их точно не остановит перспектива получения земельного участка. Да и очевидно, что вся более-менее приличная земля уже занята.

А если свои бегут от безнадежности, то как тогда заманить «чужих»? Эксперт по устойчивому развитию арктических территорий Елена Балдеску, например, сомневается, что жители других регионов страны отправятся на север ради строительства жилья. Также со скепсисом она смотрит на возможность использования участков в целях бизнеса: «Небольшой бизнес там не получит особенной прибыли, так как он подразумевает сбыт населению, а если населения мало, то и сбывать особенно некому».

По мнению координатора программ Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Андрея Иванова, важными предпосылками успеха программы должны быть развитие инфраструктуры, вовлеченное участие регионов и муниципалитетов, а также решение смежных проблемных вопросов. «Если будет остановлен отток населения, тогда реалистично рассчитывать на приток. Потому что за пределами Арктики люди будут положительно реагировать на изменения и «голосовать переездом» только в случае, когда внутри региона участвуют в подобных инициативах».

Еще властям придется учитывать, как не столкнуть арктических «целинников» с коренными народами – обнесенные забором участки на пути следования оленьих караванов и, как следствие, возможные конфликты, никому не нужны.


Коренные народы. Фото: сайт правительства Ямала

«Сама по себе идея «арктического гектара», быть может, неплоха, но чиновникам, отвечающим за их выдачу, придется очень внимательно учитывать интересы коренных народов. У нас – не Дальний Восток, на Ямале и Таймыре кочуют 20 тысяч оленеводов. Режим хозяйствования этих людей предполагает полную свободу перемещений в рамках условных «семейных» маршрутов», – отметил депутат Таймырского районного совета депутатов Сергей Сизоненко.

Текст Артем ПЕТРОВ, «УралИнформБюро«

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод