фото Ирина Порунова

В конце июля в нашей стране отметили День этнографа. Ханты-Мансийский автономный округ славится культурными обычаями своих малочисленных народов, а значит эти специалисты у нас не остаются без дела.

Чем богата культура коренных народов Югры и в чем ее особенности? Об этом мы узнали у этнографа, сотрудника Окружного Дома народного творчества Ханты-Мансийского автономного округа Тимофея Молданова корреспонденты портала «Югра-Ньюс«.

– Расскажите, чем сейчас занимаются этнографы Югры?
– В автономном округе, как и в остальной России, этнографов не так много. И каждый из нас занимается своей темой. В Югре есть специалист по медвежьим игрищам. Также этнографы изучают орнамент и духовную культуру женщины у народов ханты и манси.

Например, в ЮГУ был этнографический проект, посвященный культуре питания и национальной кухне. Моя же специализация – это мировоззрение обских угров, памятники фольклора народов Дальнего Востока.

Повседневная задача этнографа – это нести культуру обских угров в массы. Кто-то из нас преподает в университете, я вот работаю в Окружном доме народного творчества. Занимаюсь тем, что оцифровываю старые записи, и веду открытые лекции и мероприятия. Так в конце прошлого года мы проводили инсценировку медвежьих игрищ. В сентябре Школа медвежьих игрищ в Доме народного творчества возобновляет занятия, будем рады видеть всех желающих.

– В чем особенность культуры малочисленных народов Севера?
– Одна из главных особенностей культуры обских угров – это сохранение обрядовой части, а именно – медвежьих игрищ, где поют и танцуют. Ведь в культуре обских угров медведь – священное животное, друг и брат человека.

«Виновником» торжества становится добытый на охоте медведь. Его вносят в дом и обряжают: глаза и нос закрывают берестяными кружками или металлическими пуговицами, на голову надевают шапку и пояс, лапы украшают бусами или кольцами. На праздник съезжаются все родственники и соседи.

Принято петь, танцевать, показывать кукольные представления. Медвежьи игрища длятся 3–4 дня, и только после торжества зверя начинают готовить.

– Недавно песни с медвежьих игрищ пополнили реестр нематериального культурного наследия Югры. Расскажите, как формируется этот реестр?
– Он может включать в себя любые традиции, обряды или формы фольклора, играющие важную роль в представлении культуры обских угров. Критериями реестра выступают три параметра: историческая и культурная значимость для жителей региона; уникальность и художественная ценность; самобытность и передача ценностей от поколения к поколению.

 

– Какие  обычаи коренных  малочисленных народов Севера утрачены сегодня?
– Часть нормативной культуры (сфера культуры, охватывающая весь спектр поведенческих норм: право, мораль) потеряна точно. Из-за большого спроса на рыбу все обычаи, касающиеся нереста рыб, забыты. Сегодня в лесах в медведя стреляют, чтобы продать его шкуру или жир, раньше этого тоже делать было нельзя.

Также на сегодняшний день ушла в прошлое такая культурная особенность, как «личные» песни. Раньше каждый житель из народа с хорошим голосом сочинял песню собственного сочинения и пел ее в кругу своих близких и друзей.

– Что самое главное в быту и культуре обских угров?
– Ханты и манси всегда бережно относились к природе. Это можно понять по их нормативной культуре. Жизнь и ее зарождение для них – святое, а природа – живой организм, которому нужно восстанавливаться. Поэтому охотники не убивают беременных самок и детенышей, а в период нереста у рыб перестают рыбачить.

Основной предмет изготовления бытовых вещей у них – древесина. Посуда, корзины – все сделано из нее. Металл использовали для изготовления холодного оружия и инструментов. Женщины почти всегда были хорошими ткачихами и ювелирными мастерицами. В форму наливали жидкий металл и берестой распределяли его по всей площади. Так делали ожерелья, подвески, браслеты.

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод